ОЧЕРЕДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ВЫБОРАХ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КОМУ ОНИ ВЫГОДНЫ?


Избирателей ловят на лозунги, как рыбу на блесну.

Валентин Домиль

     В феврале 2010 года Саратовской областной Думой были внесены изменения в Закон Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области". Данные изменения касались выдвижения избирательными объединениями списков кандидатов и метода распределения мандатов среди участвующих в выборах политических партий.
     Согласно внесенным изменениям, выдвижение политическими партиями кандидатов помимо одномандатных округов будет осуществляться по спискам. Однако вид самих списков кандидатов претерпел изменения. Они не будут едиными, как до внесенных поправок, а список будет состоять из:
     - обще муниципальной части - причем она должна состоять из не более трех кандидатур;
     - и двадцать муниципальных частей - каждая такая часть должна соответствовать территории одномандатного избирательного округа.
     Общее число кандидатов, выдвигаемых по списку не может превышать 63 кандидата.
     Смысл данных изменений становится ясным, когда обратишься к избирательному бюллетеню, который получит избиратель в день голосования, а именно на территории каждого избирательного округа избирателям будут выдаваться два бюллетеня:
     - один бюллетень (по нему будут определяться избранные депутаты в одномандатных округах) по кандидатам, выдвинутым именно по одномандатному округу;
     - второй бюллетень (по нему определят избранных депутатов по так называемому единому избирательному округу) будет содержать фамилии пяти кандидатов, выдвинутых партиями по единому округу, а именно:
     а) первые три фамилии (неизменные на каждом округе) из обще муниципального списка,
     б) следующие две (в каждом округе свои) фамилии кандидатов, выдвинутых по муниципальной части, в соответствующем округе.
     Вот именно здесь и виден весь замысел внесенных изменений, которые к слову сказать были инициированы депутатами - единороссами. В данном случае, предоставляется возможность использования так называемых ведущих фамилий, которые можно поставить в обще муниципальную часть списка и они будут выполнять роль "паровоза" для кандидатов, которые пойдут за ними в бюллетене и которые, выполнив свою роль "локомотива", личным заявлением снимут с себя полномочия избранных депутатов.
     Так, например, первым включаем в обще муниципальную часть списка фамилию "X", известную на федеральном уровне (заместителя председателя Правительства РФ, депутата Государственной Думы, в конце, концов артиста и т.д.) и именно того, кому нет необходимости становиться депутатом Саратовской городской Думы, так как занимаемая в настоящее время ниша его вполне устраивает.
     Рассмотрим вторую кандидатуру. Ею так же можно продублировать федеральный уровень, но это будет не совсем грамотно и честно по отношению к избирателям, выборы все же местного значения, проводятся на территории города Саратова и затрагивают интересы саратовцев. Поэтому более разумно использовать так же "звучную" фамилию, но уже на уровне Саратовской области (депутат Саратовской областной Думы, министр, председатель областного комитета и т.д., в том варианте, что каждая партия сможет себе позволить).
     Данная фамилия "Y" будет так же выполнять двоякую роль для участвующей в выборах партии - работая на уровне области, она имеет большую известность на территории города вне зависимости от района города. "Y" так же будет являться для партии "локомотивом", зарабатывая голоса избирателей и так же уйдет с арены в момент распределения мандатов, так как занимает определенное положение на уровне области.
     Последняя кандидатура и фамилия "Z". Вот здесь могут быть разные варианты. Партия, имеющая свободные ресурсы, а это понятно - партия "Единой России" может в "центральной тройке" так же выдвинуть "областной локомотив". Здесь во время избирательной кампании, да что говорить и сейчас, на партию работает целый отряд чиновников, партия в состоянии из них выделить и сформировать избирательные штабы, которые будут вести всю работу, в том числе и полевую во время выборной кампании.
     Партии, не имеющие столь массивных "размахов" в административном ресурсе, работают в истинном понятии избирательной кампании, т.е. детальный подбор квалифицированных кадров, разработка программ, работа с избирателями, агитация, период голосования и им предстоит еще проходить через этап, неведомый партии власти - максимальное сохранение достигнутых на выборах голосов. Поэтому, для партий, не "обремененных" административным ресурсом, более перспективным выглядит тот вариант, при котором третьим в списке под литерой "Z" выдвигается "городской" вариант кандидата, который замкнет на себе всю "полевую" работу избирательной кампании. При этом у него будут "развязаны" руки в отношении своего участия, т.к. он будет идти в центральной части списка и, следовательно, от него возможно будет ожидать и требовать полной работы на территории города, а именно на каждом избирательном округе.
     Но это не все изменения в Закон Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области", которые были внесены в преддверии выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва в марте 2011 года. Внесены изменения и в порядок распределения мандатов между политическими партиями. А именно, теперь законодательно закреплено использование метода "Империале". В результате данного метода, наибольшее количество мандатов получает та партия, которая набрала наибольшее количество голосов избирателей. До внесения данных изменений, мандаты распределялись пропорционально набранным голосам.
     Чтобы стало понятно, кому выгодна эффективность данного метода, рассмотрим его действие на примере итогов голосования на выборах в 2006 году. Тогда по результатам набранных каждой партией голосов - "Единая Россия" получила 13 мандатов, КПРФ - 6, ЛДПР - 2 мандата. При использовании метода "Империале", партия "ЕР" получит 15 мандатов, КПРФ - 5 мандатов, ЛДПР - 1 мандат. Нет смысла делать вывод, кому нужны внесенные изменения в закон о выборах, а остальным партиям очевидно, что предстоит борьба не только за голоса избирателей в агитационный период, предстоит борьба за защиту закона в день голосования и даже по окончании голосования.

Депутат городской Думы
Гришанцов А.И.
НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz