НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ САРАТОВСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ПЫТАЮТСЯ РЕШИТЬ... НО НЕ ВЛАСТЬ


Вечный российский минус - дураки, но другой - дороги - никак не желает становиться плюсом.
Более того, если явление, широко известное как дураки на дорогах, распространяется на людей, облеченных властью, то оно приобретает поистине катастрофические масштабы.

     Возьмем, к примеру, город Саратов, где значительная часть горожан передвигается на общественном транспорте. Но за последние пару лет местная власть сделала все, чтобы приблизить транспортный коллапс в пассажирских перевозках. То, что делалось в череде "конкурсов", иначе как удушением малого и среднего бизнеса частные транспортники не называют.
     В 90-х за счет подержанных "МАНов", "Мерседесов" и "Газелей" город получил общественный транспорт и хоть какой-то подвижной состав. На тот момент хаос на маршрутах был меньшим злом, чем перспектива остаться вообще без них. К концу первого десятилетия двухтысячных саратовская власть задумалась, что, мол, неплохо бы навести и в этой сфере порядок. Но - весьма своеобразный. Было заявле-но, что надо ограничить участие частных перевозчиков и дать возможность развиваться муниципальным предприятиям.
     Провели конкурс. Все маршруты распределили между перевозчиками на основании системы баллов. Этакий ЕГЭ - маршрут достается тому, кто набрал больше всех баллов, самому достойному. Но на деле одним из самых достойных оказалось убыточное муниципальное предприятие - "Саратовгорэлектротранс" (СГЭТ). У которого есть троллейбусы и трамваи, но почти нет автобусов.
     Говорят, что ЕГЭ нельзя обмануть. А кто говорит об обмане? То, что последующие суды отменили итоги конкурса, поскольку начисление баллов было заточено под конкретные предприятия, - это, видимо, не показатель коррумпированности чиновников. "Саратовгорэлектротрансу", кстати, пришлось нанять частных перевозчиков, чтобы заполнить отданные ему маршруты. На тех же "Газелях". Таким образом, цепочка посредников удлинилась еще на одно звено.
     Некоторые особо принципиальные перевозчики подали иски в суды, устраивали публичные акции, требовали отмены итогов конкурса, расторжения договоров, наказания "отличившихся" чиновников и так далее. Один из них, гендиректор ООО "АРиАЛ" Александр Антипанов, заявил в прессе, что с него потребовали взятку за нужное количество бал-лов, и назвал конкретные фамилии, надеясь привлечь внимание правоохранительных органов к ситуации с конкурсом. А в ответ - тишина.


СУДЫ ИДУТ, ДЕНЬГИ КАПАЮТ

     Война войной, а новый конкурс в 2010 году - по расписанию.
     К тому моменту саратовской горадминистрацией были проиграны во всех инстанциях суды по предыдущему конкурсу. Но платить по искам будет из бюджета муниципалитет. А там пусть опять суды - время-то идет, деньги с маршрутов бегут.
     На этот раз учли пожелания обманутых в прошлом году перевозчиков. Не нравится система баллов - долой ее. Критериев осталось четыре: использование подвижного состава, максимально отвечающего организации перевозок на маршруте, возможности по организации медобслуживания, регулярное повышение квалификации водителей и минимум нарушений договорных обязательств при перевозках пасса-жиров и багажа.
     Те, кто присутствовал на заседании отборочной комиссии, оказались поражены, насколько просто решается судьба маршрутов. Видимо, те 12 человек - по шесть представителей горадминистрации и депутатов - отлично знакомы со спецификой работы на каждом из них. И главное - непоколебимый оптимизм. Если кто-то из "любимчиков" заявил обновление подвижного состава на 50% - непременно выполнит. В прошлом году не выполнил? А это к условиям отбора не относится и во внимание не принимается. Были случаи, когда маршрут отдавали не тому, у кого новее подвижной состав, больше единиц транспорта, есть ремонтные базы и выполнены все условия отбора, а тем, кто обещал поставить биотуалеты. Нет такого в условиях? Ну и что, зато членам комиссии нравится.
     Во время отбора члены комиссии активно прибегали к статистике нарушений ПДД перевозчиками. Забота чиновников о безопасности жителей города радует. Впрочем, руководители "АРиАЛ" и "Альянс-Авто" утверждают, что в их отношении неожиданно были начаты проверки и данные о количестве нарушений не соответствуют действительности. А вот организации, которые в итоге оказались победителями, проверять не стали. Между тем согласно отчету транспортного управления у победителей конкурса - "Саратовгорэлектротранса", автокомбината №2 и "Межгородтранса" - в прошлом году зафиксировано больше всего ДТП, в которых пострадали люди. В общей сложности в 10 авариях получили ранения 12 человек и один погиб. У проигравших такой "результативности" нет. Участники отборочной комиссии - тема отдельного разговора. Во время прошлого конкурса к ним возникло немало претензий. После этого комиссию распустили, собрали новую. Один из ее участников, городской депутат Андрей Иващенко, - как раз тот, кого перевозчики обвиняли в предвзятости в прошлом году. Председателями комиссий становились руководители комитета по транспорту администрации Саратова. В прошлом году Игорь Гришаев, в этом - Николай Никитин. Поразительное совпадение - оба они практически сразу после подведения итогов покидали свой пост по собственному желанию. Злые языки утверждали, что чиновникам очень не хотелось участвовать в последующих разборах полетов уже в судебных инстанциях.


НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ

     Как только итоги отбора этого года были оглашены, один из перевозчиков, гендиректор фирмы "АРиАЛ" Александр Антипанов, подал в суд. Его требования были поддержаны, судья наложил обеспечительные меры на треть маршрутов до выяснения всех обстоятельств. То есть заклю-чать договора с победителями было запрещено. Местный депутат Александр Гришанцов взял на себя труд проконтролировать, "чтобы у чиновников не сложилось затмение памяти". А вдруг случайно подпишут договоры, потом попробуй их расторгнуть - опять год уйдет на суды. Но усилия депутата оказались безрезультатны. Через несколько дней тот же судья арбитражного суда отменяет собственное решение! Ошарашенные такими причудами Фемиды перевозчики предполагают, что дело не обошлось без включения административного ресурса. - Ладно, если бы нам заявили - вы не нужны, город будет развивать муниципальный транспорт, - говорит Алексей Чибрикин, руководитель "Альянс-Авто". - Но мы же видим, что город не вкладывает ничего в развитие транспорта. Вот пример "развития": 126 единиц транспорта было куплено предпринимателями в 2007 году, в 2008 году -144. За 5 месяцев этого года - ни одной единицы транспорта не куплено. Мы предлагали городским властям: какие надо выполнить условия - дайте четкие правила игры, мы выполним. Но при этом нам не дают работать, используя любые поводы, мы не можем расплатиться за взятый в лизинг новый транспорт, который просто пылится на базах. Зато по городу сегодня носится ржавая рухлядь с гастарбайтерами за рулем.
     Воз и ныне там. Формально отбор проведен, маршруты распределены. Если год назад было три основных победителя - "Саратовгорэлектротранс", автокомбинат №2 и "Межгородтранс", но еще несколько предприятий получили по одному - два маршрута, то в этом году даже от этого "балласта" избавились. Общественный транспорт Саратова стал похож на трехголового Змея Горыныча. Только это не могучий ящер, а скорее ящерица-мутант, сидящая на голодном пайке.
     Депутат Гришанцов видит в этом транспортном беспределе систему: "В "Саратовгорэлектротрансе" понимают, что можно получить определенный доход с "Газелей". Они пускают их по маршрутам своих трамваев и троллейбусов. И "Газели" изымают у них выручку, тем самым загоняя муниципальное предприятие в еще более глубокую яму. Но эта выручка не пошла на обновление парка СГЭТа, она отправляется неизвестно куда!" В прошлом году город купил автобусы на средства, предна-значенные на приобретение снегоуборочной техники. Зима выдалась на редкость снежная, город встал, и те несколько автобусов попросту застряли на дорогах. Вполне по логике местных чиновников - в этом году было решено снять миллионы с "Саратовгорэлектротранса", чтобы купить снегоуборочную технику...
     Городской депутат Зинаида Брагина недавно возмутилась - как же так, мы который год выбираем лучших, а нам все хуже и хуже, качество перевозок от этого только страдает. Юрий Галушко, нынешний начальник МУ "Транспортное управление", не стал отпираться - итоги конкурсов перевозчиков отрицательно сказались на качестве услуг.


     Сегодня один из перевозчиков решил не искать справедливости в городе, а отправился к Президенту России. Александр Антипанов открыто заявил, что в администрации главы государства он получил понимание и поддержку. В Саратове, по его словам, правда никого не интересует. В городе не нужны инвесторы, честные предприниматели, меценаты.
     Тот же Антипанов, например, занимается благотворительностью, построил детский сад в районе, помогает ветеранским организациям, пусть об этом мало кому известно. Но, кажется, он сам уже жалеет, что вообще приехал когда-то в Саратов: "Мне один очень большой и уважаемый мною человек сказал, какую ошибку я допустил, прибыв в этот город. Надо было свои 250 миллионов раздать в администрации и купить потом в Китае рикш и работать сегодня ho всем маршрутам города". Что ж, тоже вариант.
По материалам газеты "Московский комсомолец в Саратове" № 24 от 09 июня 2010 года
НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz