НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА И НАРОДНЫЕ ИЗБРАННИКИ

Даже самые демократические выборы не сделают
страну демократической из тоталитарной.
У. Липпманн

      4 августа в адрес избирательной комиссии города Саратова поступила инициатива от группы граждан города, касающаяся проведения на территории города Саратова местного референдума по вопросу "Считаете ли Вы необходимым внесение следующего изменения в Устав муниципального образования "Город Саратов": "Глава города Саратова избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию города Саратова"?".
      Необходимо сказать, что это далеко не первая инициатива граждан Саратова провести на территории города референдум по решению тех или иных вопросов. С 2005 года в городскую комиссию поступало порядка десяти инициатив граждан, однако, ни один горожанин не припомнит назначение в Саратове с 2005 года местного референдума. В чем же дело? Где "оседает" единственный источник власти в Российской Федерации, которого Конституция РФ определила как воля народа?
      Если рассмотреть поэтапное продвижение народной инициативы, определенную Законом Саратовской области "О референдумах в Саратовской области", то выявляются два источника "работы" с данными документами. Это непосредственно сама избирательная комиссия города, куда подаются документы и городская Дума, в которую избирательная комиссия города направляет материалы.
      В половине случаев, подачи документов по вопросу проведения референдума, проходили первый этап (избирательную комиссию города) и попадали в городскую Думу. И вот там с завидной постоянностью процесс повторялся от инициативы к инициативе. Депутаты городской Думы в своем большинстве (партия "Единая Россия"), при рассмотрении проекта решения о вопросе референдума, голосовали против, и соответственно, инициатива граждан не поддерживалась.
      Были неоднократные обращения в судебные органы, федеральные судьи с завидной упорностью утверждали о юридической правоте городских депутатов - единороссов. Все консультации инициативных групп, причем неоднократные, с независимыми юристами разбивались об удивительное единодушие представительной власти и судебной власти, которое ставило точку на народной инициативе.
      Вернемся к вопросу референдума, о котором сказали в самом начале: "Считаете ли Вы необходимым внесение следующего изменения в Устав муниципального образования "Город Саратов": "Глава города Саратова избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию города Саратова"?". Скорее всего, данный вопрос постигнет та же участь - горизбирком направит в городскую Думу, а там, депутаты - единороссы признают, что данный вопрос не относится к вопросу местного значения.
      Но хочется данную ситуацию вынести на суд самих читателей, жителей Саратова. Давайте обратимся к Закону, ведь как определено в статье 1 Конституции РФ: Россия - правовое государство.
      Так в соответствии со статей 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статья 32 Конституции РФ предоставляет гражданам права - "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме".
      Таким образом, право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдум, а местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования (пункты 53, 54 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - далее Федеральный закон).
      Статья 12 Федерального закона содержит требования к вопросам, подлежащим вынесению на референдум, в том числе и перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, на местный референдум. Это пункт 8 статьи 12 Федерального закона:
            а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
            б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
            в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
            г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
            д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
      Данный перечень является закрытым и установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных не допускается. Как мы видим, рассматриваемый нами вопрос не подпадает под закрытый перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум.
      Также закон определяет требования к вопросам, выносимым на референдум, это:
            - на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
            - вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
            - вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Пермского края.
            - вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.
      Вопрос, выносимый инициативной группой на "Считаете ли Вы необходимым внесение следующего изменения в Устав муниципального образования "Город Саратов": "Глава города Саратова избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию города Саратова"?":
            - является вопросом местного значения, так как затрагивает интересы только жителей Саратова;
            - не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;
            - не противоречит законодательству Российской Федерации и Саратовской области, так данная структура местного самоуправления предусмотрена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
            - сформулирован вопрос таким образом, что исключается возможность его множественного толкования, а также, исключается неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.
      И в добавлении хочется напомнить, что 27 марта 2005 года на территории Саратова состоялся референдум по вопросу "Считаете ли Вы, что мэр города Саратова должен избираться всенародно на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права". Депутаты Саратовской городской Думы, но только второго созыва (2000-2006 гг.) признали, что данный вопрос соответствует требованиям законодательства и, в отличие от своих "собратьев", депутатов третьего созыва - приняли соответствующее решение. Как видно, вопрос референдума 2005 года и рассматриваемый нами вопрос почти не отличаются и несут в себе одинаковый смысл. Однако, наш вопрос, несмотря на полное соответствие законодательству, скорее всего постигнет участь его собратьев - депутаты - единороссы посчитают его не соответствующим законодательству, а федеральные судьи Волжского суда совместно с Судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда будут утверждать, что вопрос "Считаете ли Вы необходимым внесение следующего изменения в Устав муниципального образования "Город Саратов": "Глава города Саратова избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию города Саратова"?" не относится к вопросу местного значения.
      Естественно, после всего этого видно, что вопрос решается не с точки зрения юридической стороны, т.е. законодательно. Данный вопрос - политический вопрос и упирается в позицию, которую занял один человек - глава муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. Получается, что на территории города Саратова определение нашего государства как правового разбивается как волны о каменный утес. Вот только нужен ли этот утес народу?
НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz