НЕ ДУМАЮ, ЧТО ПРОКОПЕНКО ИЛИ ГРИЩЕНКО НЕ ЗНАЮТ О ТРАНСПОРТНОЙ ПРОБЛЕМЕ
интервью Гришанцова А.И. газете "Репортер"

       С депутатом Саратовской городской думы Александром Гришанцовым "Репортер" обсуждает проблемы города и способы их решения, а также вопросы кворума, МУПов и предстоящих выборов.

      - Александр Иванович, предлагаю начать с последнего заседания городской Думы, которое депутаты от партии КПРФ покинули на вопросе о повышении стоимости проезда в электротранспорте.
      - Проблема заключается не только в том, что депутаты-единороссы собирались поднять тарифы на проезд в электротранспорте, которым в большинстве случаев пользуются малообеспеченные слои населения. Здесь дело в другом, - они пытались провести через думу нецелевое использование средств - ведь на погашение убытков от перевозок забрали 30 млн. рублей. То есть мы как бы забираем деньги с обещанием вернуть, однако, не возвращаем и прикрываемся повышением тарифов, объясняя, что это необходимо. Ну, наверное, необходимо (с моей точки зрения как транспортника). Но это не решает проблему.
      На мой взгляд, здесь гораздо важнее не конкретный вопрос по стоимости проезда - правильнее было бы говорить о проблеме транспорта в целом. А выглядит она следующим образом. Около 10 лет назад в Саратове имела место тенденция расформирования и уничтожения государственных автопредприятий. Начало положил экс-губернатор Аяцков. В каком-то смысле пытался "бороться" с этим экс-мэр города Аксененко, оставив муниципальное предприятие на базе 3-го автопредприятия, но не получилось (я тогда был директором этого предприятия и знаю, о чем говорю). В той ситуации уничтожили 1-е, 3-е, 6-е, 7-е предприятия, в 4-м из 700 единиц на сегодня осталось 120-140.
      Так вот, сегодня транспортные проблемы стали видны, так сказать, воочию. С развитием частного рынка мы получили автобусы большой вместимости с 20-30-летним стажем эксплуатации на дорогах Европы, изношенные "консервные банки". Это дало какую-то нишу в качестве замены подвижного состава, но и привело к тому, что у нас сегодня на дорогах транспорт, фактически неуместный для перевозки людей. Естественно, город, не финансируя сферу пассажирских перевозок должным образом, получил то, что мы сейчас имеем, - отсутствие муниципального городского транспорта и наличие частного транспорта. А частник - это, сами понимаете, другой уровень безопасности движения, другой подход к техническому обслуживанию, к дисциплине.
      Общественный транспорт на сегодня не выполняет основную свою функцию - социальную, безопасную и своевременную перевозку пассажиров. Из пассажирского транспорта сделали дикий рынок - максимальное получение прибыли при минимальном вложении капитала. А как можно качать прибыль из социальной проблемы? Не платить налоги - раз; по минимуму затрачивать силы и средства на техническое обслуживание, содержание обслуживающего персонала - два; не содержать технические базы - три и так далее… Несколько последних отборочных конкурсов автоперевозчиков показали, что все стремление и цель отбора сводилось не к выбору лучшего, наиболее удовлетворяющего требованиям общественного транспорта перевозчика, а к тому, чтобы сконцентрировать в двух-трех "своих" перевозчиках, не глядя на их техническую базу все финансовые потоки - видимо, для получения дополнительной прибыли. Что и происходит сегодня.

       - Знаю, что проблемы общественного транспорта вам близки более всего. Не просветите ли и нас по этому вопросу?
       -У нас всегда по Саратову было три линии - красная (трамвай), синяя (троллейбус), зеленая (автобус). Они не были запараллелены, так как не было необходимости. Сейчас у нас появилась новая линия - желтая это маршрутные "газели", которые фактически дублируют все маршруты. С одной стороны, казалось бы, удобно. Но в то же время, формула "все дороги ведут в Рим" - то есть все "газели" идут через Сенной и Крытый рынки, сработала на то, что сегодня маршрутки полностью забили как тромбы дорожную сеть Саратова. Мы в один прекрасный день можем вообще перестать двигаться. Более того, когда "газели" пошли параллельно трамваям и троллейбусам, они сняли пассажиропоток и одновременно доходную часть СГЭТа (Саратовгорэлектротранспорт). Но изначально предусматривалось, что "газели" пойдут по периферии: стволовые дороги (центр города) обеспечат автобусы большой вместимости, трамваи и троллейбусы, а ветки - спальные районы - обеспечат маршрутки. Но опять вмешалась жажда прибыли, а не желание сделать лучше для города. И теперь, чтобы отрегулировать этот процесс, необходимо применить административную волю, а не отдаваться стихии рынка, с которой сейчас мы просто не можем справиться. Казалось бы, плевое дело - убрать запараллеленные маршруты "газелей". Но это не делается. Почему забита Московская? Потому что по кругу ходят полупустые автобусы, чтобы получить отметку на конечном пункте - эта отметка дает право на получение компенсации из областного бюджета. То есть получается, мы не работаем, а имитируем работу? А Московская стоит - пешком по ней быстрее пройти!
      Последний отборочный конкурс по предоставлению маршрутов, в частности, отдал 50% перевозок СГЭТ. Вопрос: а у них есть подвижной состав? Нет. Значит, там только частники. Где сегодня стоит их подвижной состав? У частников во дворах. То есть, сможем ли мы в один прекрасный день при низкой температуре и плохих погодных условиях обеспечить перевозку пассажиров? Нет, потому что машины так и останутся там во дворах, не смогут проехать! Сможем обеспечить безопасность, если состав никто не проверяет утром перед выездом? Сможем проследить работу водителя по графику?.. Нет, и нет - на все вопросы один ответ- нет.
      Была панацея от всех бед - внедрение ГЛОНАССа, что давало бы системную диспетчеризацию. Но ее до сих пор нет. По всей видимости, она и не нужна: ведь при такой системе стало бы возможным прозрачно контролировать процесс. Но зачем контроль, когда стихия рынка подсказывает: убирай все, что мешает поступлению финансовых потоков.
      Подводя итог вышесказанному, отмечу следующее: я не думаю, что город видит системное решение этой проблемы. Скорее, наоборот - затягивает на ней петлю. Идет наслоение проблемы. А выход из ситуации есть: своевременная замена подвижного состава; его техническое обслуживание; прозрачные договоры; социальная и прозрачная компенсация выпадающих доходов, т.е. плановое и своевременное погашение убытков. Ничего этого не делается. (Я, например, во время визита в область секретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина предлагал: давайте построим в Саратове сервисный центр - и белорусские автобусы пойдут по Поволжью, а обслуживание и запчасти будут реализовываться через Саратов. Вот пример Союза.) Все эти предложения перекрываются одним - желанием извлечь прибыль.

      - Я так понимаю, все свои предложения вы озвучивали, и не раз…
      - У Олега Васильевича (Грищенко, прим. корреспондента), наверное, внутреннее отторжение моего голоса. Поскольку я не просто поднимаю эти вопросы - я ставлю их из раза в раз на заседаниях думы, комиссиях, на рабочих совещаниях в администрации города. Вот только слышать меня, видимо, не хотят. Я недавно выходил с такой инициативой: провести сезонный техосмотр. Проверьте лицензирование, договоры - и увидите, какой хаос в этой системе, зачем лечить последствия, если надо избавиться от причины "болезни". Но видимо, избавляться как раз и не надо… Не думаю, что Прокопенко или Грищенко не знают о транспортной проблеме.
      СГЭТ работает сейчас по принципу СПГЭС. Туда входят представители, естественно, "официально" не аффилированные городскому руководству. А если посмотреть список кандидатов от "ЕР" по предстоящим мартовским выборам: Крайнов, Иващенко, Козин снова рекомендуются как одномандатники - значит, они партии "близнецы-братья"? То есть городское руководство не уходит от решения кадровых вопросов, а наоборот, усиливает своими кадрами основные направления. Мы видим, что и будущие выборы режиссируются под решение вот этих системных вопросов - но с точки зрения того, как они их видят. Я же вижу, что это движение назад, и это не выход.
      Кстати, и областное министерство транспорта, на мой взгляд, не проявляет должного напора, должной требовательности в этом вопросе, ссылаясь на то, что это, мол, это не их кухня.

      - Вы затронули тему смены руководства в Саргорэлектротрансе - одном из крупнейших городских предприятий. Но мы знаем, что за последнее время сменилось несколько руководителей МУПов. Как думаете, с чем это связано: ведь вроде и нареканий к их работе не было - и вдруг директоров резко меняют.
      - Я систематически, раз в квартал, присутствую на заслушивании отчетов хозяйственно-экономической деятельности МУПов. Где Санников (председатель комитета по экономике администрации города, прим. корреспондента) подтверждал, что не было претензий по работе ряда МУПов, в частности СГЭТ. И СГЭТ жил за счет того, что Виньков (экс-генеральный директор МУПП "Саратовгорэлектротранс", прим. корреспондента) выиграл часть судов по возврату долгов, по компенсации убытков. Если вы сами организовали этот процесс, а Виньков был просто исполнителем - то какие к нему могут быть претензии? Да ему надо спасибо сказать, что он держал предприятие на плаву. Однако, спасибо не сказали, а сказали - уходи… Новый руководитель Крайнов по статусу, по опыту рядом с Виньковым - небо и земля.
      Но я не думаю, что это единственная причина. Главное - в МУПе должны находиться управляемые, четко следующие политике наставника руководители, которые будут решать финансовые проблемы и "расшивать" денежные потоки так, как вы им скажете. Крайнов, видимо, будет работать в фарватере такой политики. Но опять-таки вопрос: а пойдет ли это на пользу городу и горожанам?
      Что касается других МУПов, например, СпецАТХ - я не имею документов и не могу четко сказать, в чем там дело (вот по транспорту я имею четкую систему документов, показывающую полную несостоятельность по распределению маршрутов). Не думаю, что причину смены руководства МУПов надо рассматривать как попытку улучшить их работу. Это, скорее, генеральная репетиция, генеральные смотрины лояльности руководителей МУПов для обеспечения нужных результатов выборной кампании в марте 2011 года. Видимо, их деятельность будет направлена по трем направлениям: во-первых, косвенное финансирование выборов; во-вторых, использование кадрового резерва для проведения выборов; и третье - они должны быть абсолютно адекватными при решении некоторых проблем, например, "поднять пыль" при уборке ларьков или покраске бордюров.
      Политика по МУПам - это не целевая, целесообразная и необходимая городу политика. Это, скорее, создание лояльной и подконтрольной, возможно, даже не имеющей собственного взгляда на решение проблем города команды. Это видимость создания команды. Подумайте - как минимум: вершина этой команды - и.о. (исполняющий обязанности, прим. корреспондента). За четыре года четыре руководителя сменилось, и каждый, передавая кадровую эстафету, давал возможность последующему сказать: а я-то здесь при чем? Но, все они из одной команды, из одной партии. И если вы создали эту кадровую чехарду - вы и отвечайте. С 2006 года, а не с конца 2009-го!

      - Раз уж мы затронули тему СПГЭС, не могли бы вы высказать свое мнение по поводу писем Валерия Рашкина во всевозможные федеральные структуры, в том числе по поводу ситуации в СПГЭС.
      - Наверное, меня сложно считать экспертом в таком вопросе - в конце концов, мы из одной партии. Но попробую дать, так сказать, объективную оценку. Скажите, сколько депутатов в Госдуме от Саратовской области от оппозиции? Рашкин Валерий Федорович один, остальные - единороссы. Вспомните, когда была "возня" при переназначении губернатора, Николай Панков "вытащил" тему энгельсской школы, и эта "проблема" всячески муссировалась.
      В связи с этим у меня такой вопрос: а почему в тот момент тот же Панков не поднял тему СПГЭС?
      Рашкин депутат Госдумы по Саратовской области и этот статус обязывает его следить, контролировать за ситуацией в области и в областном центре в частности. Он просто обязан принимать меры, в рамках своих полномочий конечно, если ему становится известно о нарушениях интересов избирателей.
      Валерий Федорович делает свое заявление по СПГЭС - кстати, еще до заседания городской Думы. Грищенко начинает говорить, что Рашкин не прав, он вообще ни при чем по этому вопросу! А как администратор города, его глава, вы - при чем? Вы же обязаны максимальный доход для города извлекать. И прекрасно знаете, что при увеличении тарифа в 2,1 раза вы аренду увеличиваете только на 4 млн. за пять лет.
      Второй момент. Валерий Рашкин заявляет о муниципальной земле. После Рашкина свои претензии по городской земельной политике заявляют семь строителей. Возникает вопрос - а в чем, собственно, Рашкин не прав? Что он сказал, а вы, депутаты -единороссы, промолчали? Почему же он не прав? Может, это вы близоруки? Или вы имеете эту информацию, но в интересах узкопрофильных, партийных, вы об этом не говорите и даже не возражаете?
      Действия депутата (даже речь не о том, к какой партии он принадлежит) по аренде и земле - правильны, обоснованны и своевременны. Не надо говорить, что это пиар. А что тогда не пиар - молчание? Вы будете творить, что захотите, а мы должны молчать?
      И кстати, городские депутаты от КПРФ никогда об этом не молчали. Мы голосовали всегда против решений, ущемляющих интересы саратовцев.

      - Интересно, в последнее время коммунистам то и дело приходится "голосовать ногами". Такая же форма выражения своего мнения была продемонстрирована вами на последнем гордумском заседании. Скажите, это что, вошло в привычку?
      - Если помните, мы не ушли сразу. Мы высказались по ряду вопросов.
      Первый вопрос по распределению бюджетных денег: коммунисты заявили, что необходимо отдать бюджетные денежные средства на переселение граждан из аварийного жилья, а не "Водостоку", который "вдруг выявил" 19 километров бесхозных сетей и на это затребовал 11 млн. рублей.
      Второй вопрос - арендная плата для СПГЭС, о чем мы уже говорили. Мы заявили, что депутаты -единороссы уже потеряли чувство меры: с каждого жителя Саратова собирается дополнительно по 800-1000 рублей по тарифам за электроэнергию- но эти деньги направляются не на улучшение хозяйства СПГЭС... Посмотрите на проблему с точки зрения администратора, а не говорите: у меня там родственников нет. Мы, кажется, прошли период с наличием родственников во всевозможных структурах!
      Третье: а почему вы не хотите провести референдум по вопросу прямых выборов мэра города? И я заявляю, что речь здесь идет именно о не желании отдельных политиков поднимать этот вопрос, и это нежелание ставится выше норм законодательства. Предлагаемый референдум дает мэра на пять лет, а значит и личная ответственность перед избирателями. Плюс его будут избирать не 40 назначенных предварительно выборщиков, а жители города. Ведь сегодня Прокопенко не позавидуешь - музыку заказывает один, а подтанцовывает другой. Хоть и тандем как их называют, а дирижер один.
      Мы, коммунисты, не желали участвовать в этом фарсе, потому и покинули заседание думы. Почему приходится порой поступать таким образом? Поясню. Списочный состав депутатов городской Думы 41 человек. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует 2/3-х от списочного состава, т.е. 28 депутатов. Из 41 отсутствуют на сегодняшний момент досрочно прекратившие полномочия депутатов Палазник А.Н. и Макеенко М.А.; Глыбочко П.В. работает в Москве, однако полномочия не сложил, но вряд ли приедет ради заседания городской Думы; Абрамова Л.В. так же видимо не под каким предлогом заседание Думы не посетит. Вот уже 41-4, получаем 37 депутатов. Фейтлихер Л.Н. принципиально не посещает заседания Думы - уже 36. И из 36 "действующих" депутатов - 27 члены партии "ЕР" или ее сторонники, что не достаточно для кворума. И поэтому как вы видите у депутатов - коммунистов, если их не слышат, а вернее не хотят слышать остается один выход "голосовать ногами".
      И все это происходит из-за того, что, какой бы вопрос ни ставили на думе, его можно решить так, как заранее скажет в своем кабинете Грищенко, так как депутатов-единороссов в Думе большинство. Сейчас забывается понятие самой Думы как коллегиального органа. Грызлов как говорит: дума не для разговоров. Грищенко, по сути, его повторяет: зачем говорить на думе, надо обсуждать вопросы в комиссиях. Мне странно это слышать от людей, занимающие такие посты. Ведь даже слово "парламент" в переводе означает - говорить. Заседания Думы проходят в целях обсуждения депутатами вопросов и как результат - принятие решения. Причем здесь работа думских комиссий? На комиссиях осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку проектов решений Думы, тем более, что в состав каждой комиссии входят не все депутаты. Не хочется думать, что делая такие заявления, Грызлов и Грищенко забывают о демократических принципах нашего государства.
      Насколько мне известно, следующее заседание запланировано на 28 октября, и, по предварительным данным, вопрос по тарифам на проезд не включен в повестку дня. По всей видимости, сделано это не потому, что депутаты-единороссы решили отказаться от своей "затеи". Просто единороссы не могут набрать кворума. В противном случае коммунистам вновь придется уйти с заседания.

      - Сегодня уже можно говорить о том, что избирательная кампания по выборам в гордуму началась. А неделю назад состоялись выборы в ряде муниципальных районов области. Александр Иванович, глядя на осенние выборы, что можете сказать: каких результатов ждать на мартовских выборах?
      - Нельзя сравнивать выборы в районах области и выборы в городе. Возьмите муниципальные, сельские округа - там за копну соломы будут голосовать не только в день выборов, но и все последующие пять лет! Саратов, Балаково, Балашов - близки по стилю выборов, но Алгай, Ершов - другое дело. В городе другая ментальность избирателя.
      На сегодня в городе есть несколько моментов - так сказать, "ахиллесова пята" для единороссов и нынешней команды Грищенко-Прокопенко. Это общественный транспорт, городская земля, СПГЭС, асфальтирование. Если разложить их по полочкам, даже простой обыватель сможет во всем разобраться. Например, в чем проблема СПГЭС? В свое время было противостояние Глыбочко и Грищенко за то, чтобы возглавить фракцию в думе. Глыбочко был за то, чтобы аренда для СПГЭС была 125 млн. рублей, а Грищенко - за 38 млн. Победила дружба в лице Романова. Но почему через пять лет ситуация повторяется, а Глыбочко, все еще депутат, молчит? Или взять землю. Недавнее письмо семи руководителей ведущих строительных компаний о чем говорит? Что финансовые потоки тандема, видимо, должны "пройти" и по земле. Возьмите уборку торговых павильонов. Я тогда просил: покажите, как должен выглядеть образцово-показательный ларек, покажите юридическое обоснование сноса ларьков, количество необходимых для сноса ларьков. Я сколько раз пытался добиться от Санникова этой информации! А он только одно говорит - снесли 1400. А вначале их было только 900. Так сколько сейчас осталось? А сколько было? Или кашпо и покраска бордюров. Мы все это уже проходили. В свое время Аяцков и Володин пришли к власти, асфальтируя отдельные участки и крася известкой бордюры и деревья. Ничего нового!
      Возвращаемся к предстоящим выборам. Пока рассматривать то, что происходит в городе, как окончательный вариант нельзя. Сейчас идет проверка, проба сил. Опубликованный список кандидатов в думу от "ЕР" как я понимаю пробный. Больше скажу, там первые номера в большинстве своем "паровозы". Выйдут на поверхность, в конце концов, кандидаты под номерами два и три.
      Постепенно три колонны - грищенковская, овсянниковская и третья (представители экономических групп) - будут находить общий язык, а если не найдут - перенесут драку в округа. Что остается за оппозицией? "Яблоко" только-только активизировалось, но замолчала ЛДПР, справедливороссы потерялись. В итоге, на мой взгляд, коммунисты сегодня представляют единственную реальную оппозицию.
      Но оппозиции сегодня сложно избирателю донести весь объем информации. Чем ближе к выборам депутатов городской Думы, тем активнее война медиа-групп будет формировать общественное мнение, а нас (оппозицию), несмотря на действие Федерального Закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", не очень охотно пропускают. Та доходная часть, которая имеется по МУПам, доходная часть с асфальта, из остальных источников - все это будет направлено на усиление медиаресурсов. Административный ресурс будет направлен на "исправление" итогов голосования до нужных результатов. В таких условиях у КПРФ стоит двойная, если не тройная задача: ведение собственной избирательной кампании; борьба за право общаться с избирателями через видео и печатные СМИ; и еще одна задача, очень характерная в последнее время для Саратова - пытаться сохранить те голоса, которые избиратели отдадут за КПРФ, за наших кандидатов, а это, поверьте мне, не 7-10 процентов, которые будут нам "писать" - это на два, три десятка процентов выше. И чтобы пресечь этот обман избирателей, коммунистам придется не только бороться за своих избирателей, но и потом отстаивать их голоса!
НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz