ДУМА НЕ ХОЧЕТ, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ НЕ МОЖЕТ…
(о ситуации сложившейся вокруг вопроса назначения дополнительных выборов депутатов городской Думы по избирательным округам №№ 17 и 20)


Еще не закончились судебные и прокурорские разбирательства по поводу произведенной избирательными комиссиями фальсификации результатов голосования на дополнительных выборах депутата Саратовской городской Думы третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 6 (Заводской район города), а день голосования на данных выборах был 2 марта 2008 года, как опять назревает судебные процессы вокруг назначения дополнительных выборов по одномандатным избирательным округам № 17 (Октябрьский район) и № 20 (Фрунзенский район.).
Саратовская городская Дума состоит из 41 депутата, причем из них 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, на которые территориально поделен наш город, а 21 избираются по партийным спискам. Таким образом, интересы избирателей на заседаниях Думы представляет как бы два депутата - один, отвечающий непосредственно за "свой" округ (каждый надеется на поддержку избирателей на следующий созыв Думы поэтому подходит к проблемам избирателей более ответственно), а второй, номинально отвечающий за эту территорию перед партией, в списках которой он значится.
Нынешний, третий созыв городской Думы жители города избрали в марте месяце 2006 года. Срок полномочий городской Думы, согласно пункту 1 статьи 23 Устава города Саратова составляет 5 лет. Понятно, что за срок работы Думы происходит естественное "движение" избранных депутатов. Кто-то слагает свои полномочия по собственному желанию, у кого-то помимо желания досрочно прекращаются полномочия депутата городской Думы в силу сложившихся обстоятельств. Законодательством предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа и в данном случае прописаны необходимые действия по организации мероприятий, реализующих конституционные права граждан - избирать и быть избранными и иметь возможность делегировать полномочия избранному депутату представлять свои интересы в одной из ветвей власти.
Так при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по списку кандидатов от какой-либо политической партии, избирательная комиссия принимает решение о признании депутатом следующего по списку кандидата, реализуя при этом возможность избирателей, жителей нашего города не лишаться своего представителя в городской Думе.
При досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, назначаются дополнительные выборы на территории данного округа. Так за период с марта 2006 года на территории нашего города уже дважды назначались дополнительные выборы, а именно на 2 марта 2008 года были назначены и проведены дополнительные выборы депутата городской Думы по одномандатному округу № 6 (избранного в 2006 году депутата этого округа Исаева Михаила Александровича, жители избрали депутатом областной Думы) и по округу № 8 избранный в 2006 году депутат Сомов Вячеслав Леонидович занял должность главы администрации города Саратова, т.е. должность несовместимую со статусом депутата. В обоих случаях избирательная комиссия города Саратова, ссылаясь на нормы законодательства, назначала дополнительные выборы депутатов городской Думы.
В настоящий момент в Саратовской городской Думе не 41 депутат, а 39, т.е. имеются два вакантных мандата.
Палазник Андрей Николаевич, избранный в 2006 году депутатом по одномандатному избирательному округу № 17 подал личное заявление о досрочном сложении полномочий депутата городской Думы.
А 16 апреля 2009 года в отношении Макеенко Михаила Александровича, избранного в 2006 году депутатом по одномандатному избирательному округу № 20, вступил в силу обвинительный приговор Волжского районного суда города Саратова.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Саратова, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9_1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Как мы видим произошедшие события подпадают под действие пунктов "2. отставки по собственному желанию" и пункта "5. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда". Таким образом, избиратели округов №№ 17 и 20 в настоящее время лишены своего "персонального" представителя в составе городской Думы.
А вот теперь обратимся к закону. Согласно пункту 8 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.". Сложившаяся, в настоящее время на территории города Саратова ситуация имеет все признаки для назначения дополнительных выборов. Так дополнительные выборы:
а) проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т.е. они проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т.е. мандата, замещенного при основных выборах, но ставшего вакантным в результате того, что полномочия замещавшего его депутата были досрочно прекращены;
б) они могут проводиться только в коллегиальный орган;
в) при дополнительных выборах депутат избирается на срок меньший, чем при основных, так как этот срок ограничен сроком полномочий органа, в который он избирается.
Далее смотрим статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - "Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября.".
Рассмотрим эти варианты: не могут быть назначены дополнительные выборы в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (пункт 10 вышеназванного закона). В настоящее время законом установлен единый день голосования это второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Как указывалось выше, дополнительные выборы назначаются на март, и только если этого сделать нельзя - на октябрь.
Назначение дополнительных выборов на март месяц невозможен, так как избранному депутату останется исполнять свои обязанности менее года, т.к. второе воскресенье марта в 2010 году - 14 марта, а срок полномочий Саратовской городской Думы третьего созыва, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона прекратиться во второе воскресенье марта 2011 года - это 13 марта - менее года. Таким образом, назначение дополнительных выборов на второе воскресенье октября 2009 года вполне обосновано и понятно.
Это понятно и обосновано для всех, но только не для тех, кто именно должен принимать решение о назначении дополнительных выборов. С учетом сроков назначения дополнительных выборов на второе октября 2009 года (11 октября) городская Дума должна принять решение о назначении выборов в период с 12 по 22 июля, но… на свое последнее заседание городская Дума собирается на 10 июля! И в повестке дня нет вопроса о назначении дополнительных выборов. На заседании Совета городской Думы еще 6 июля мною был задан вопрос о назначении дополнительных выборов. В ответ я получил массу информации, по-моему, абсолютно не касающейся заданного мною вопроса. А именно, мне ответили, что по округу № 20 назначать дополнительные выборы нельзя, так как не было решения городской Думы о досрочном сложении Макеенко М.А. полномочий депутата. Но если юристы Думы считают, что вступивший в силу обвинительный приговор суда и описанный выше пункт "5" об основаниях досрочного прекращения полномочий депутата не одно и тоже (не спорю - каждый имеет право на "свое" мнение), тогда почему же не поставили вопрос с 16 апреля о принятии решения о досрочном сложении полномочий депутата?
Следующий ответ был о том, что дополнительные выборы назначит избирательная комиссия города, которая назначала довыборы и в марте и в октябре 2008 года. Однако, насколько мне известно, мнение председателя избирательной комиссии города Зотова О.В. по данному вопросу "в настоящее время" категорично: "не в полномочиях избирательной комиссии назначать дополнительные выборы"!
Таким образом, Дума не хочет, избирательная комиссия не может…
В чем же вопрос? Не идет ли это след от дополнительных выборов по избирательному округу № 6, в результате проведения которых избирательная комиссия города чуть ли не полгода "не могла" подвести итоги голосования. За это время итоги менялись как цвета у светофора: 3 марта - победил Иванов А.В. (партия "Единая Россия"), через три дня - Михайлов С.Ю. (КПРФ), потом регистрацию Михайлова С.Ю. вообще аннулируют, а при его восстановлении по суду, комиссия принимает решение о победе Иванова А.В. Вот так тасовали голоса избирателей в Заводском районе.
В результате председатель избирательной комиссии города Зотов О.В. получил представления прокуратуры Заводского района, города Саратова о допущенных нарушениях избирательного законодательства. Заведены уголовные дела. Одного (из 15!) председателя участковой комиссии уголовный суд признал виновным в фальсификации итогов голосования и осудил по статье 142.1 Уголовного кодекса РФ, а председателю Зотову О.В. выписал частное постановление о выявленных нарушениях.
Не этого ли теперь боится Зотов О.В. и не назначает дополнительные выборы? Видимо возможность проведения честных и открытых выборов, соответствующих законодательству, Зотову О.В. даже в голову не приходит…
А источником этих страхов служит только желание и возможности КПРФ отстаивать интересы и права избирателей, на которые уже никто из властей не обращает внимание. Пугает тот факт, что не только не исполняется, а даже не воспринимается Основной Закон России - Конституция РФ - статья 3 "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.".
Что же будет? А будет вот что - 10 июля городская Дума не назначает дополнительные выборы и следовательно, до истечения своего срока Дума "молчит" (до 22 июля), за ней в срок с 23 до 1 августа "отмалчивается" избирательная комиссия города (не сомневаюсь - сейчас комиссия лихорадочно штудирует законодательство, судебную практику выискивая аргументы, которыми хоть как-то можно прикрыть свое бездействие). С 3 августа и городская Дума и избирательная комиссия города будут ожидать извещения из суда, достоверно зная, что их действия будут обжалованы. В результате все затянется в судебные процессы, юристы будут затягивать время и дополнительных выборов скорее всего не будет.
Сначала будут кивать на март месяц 2010 года, а потом скажут - не положено - осталось менее года.
Так ради чего, все это. Страх, что избиратели опять встанут на сторону КПРФ? Назначенный партией "Единая Россия" кандидат не пройдет? Опять ради сохранения своих мест придется переписывать протоколы об итогах голосования? Опять судебные разбирательства, уголовные дела, "подстава" под удар председателей участковых комиссий? Но где же среди этих вопросов забота об интересах и правах обыкновенных граждан, граждан, для защиты которых и созданы эти "теплые" рабочие места? Где здесь Закон и желание работать по совести и для людей?! Здесь этого нет!
Конечно же - пока - это все предположения, остается надежда, что здравый смысл, совесть и закон все же победят и граждане не будут лишены своих конституционных прав избирать и быть избранными.
И мы заверяем граждан, жителей Саратова, наших избирателей, что мы будет отстаивать ваши права, как отстаиваем права избирателей Заводского района!
А.И.Гришанцов
Hosted by uCoz