ПОЗИЦИЯ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ВОПРОСУ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

      16 октября 2013 года В Саратовском областном суде состоялось заседание по рассмотрению искового заявления членов инициативной группы. Приводим текст решения.
     Саратовский областной суд в составе председательствующего судьи Анатийчук О.М., с участием прокурора Новичкова Е.А., при секретаре Ромашкиной Е.А.,
     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума об оспаривании постановления избирательной комиссии от 15 августа 2013 года № 56/4-5 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области», возложении обязанности принять законное и обоснованное постановление о регистрации инициативной группы, установил:
     Постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 15 августа 2013 года № 56/4-5 отказано в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым провести в 2014 году прямые выборы губернатора Саратовской области?».
     Не согласившись с данным постановлением, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума обратились в Саратовский областной суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии от 15 августа 2013 года № 56/4-5 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области», возложении обязанности принять постановление о регистрации инициативной группы. В обоснование требований заявители указали, что ходатайство о регистрации инициативной группы в избирательную комиссию Саратовской области подано с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 6 Закона Саратовской области от 12 декабря 2005 года № 121-ЗСО «О референдумах в Саратовской области», в нем были указаны достоверные сведения о членах инициативной группы, в том числе паспортные данные о месте рождения, дате выдачи паспортов, сведения о месте жительства.
     Впоследствии представитель заявителя по доверенности уточнил формулировку заявленных требований, просил постановление избирательной комиссии от 15 августа 2013 года № 56/4-5 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области» признать неправомерным, нарушающим право граждан, гарантированное Конституцией Российской Федерации, имеющей прямое действие, и обязать избирательную комиссию Саратовской области принять законное и обоснованное постановление. Заявители в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении и приведенным выше. Представители заинтересованного лица избирательной комиссии Саратовской области просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое постановление принято правомочным составом, основано на нормах действующего законодательства. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума послужило несоответствие изложенных в ходатайстве персональных данных пяти членов инициативной группы представленным сведениям Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, а также неполное указание адреса места жительства члена инициативной группы Выслушав объяснения заявителей, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статья 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 статьи 6 Закона Саратовской области от 12 декабря 2005 года № 121-ЗСО «О референдумах в Саратовской области» каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. Для получения необходимого статуса и возможности осуществления последующих действий инициативная группа должна обратиться в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 02 августа 2013 года было проведено собрание с участием 29 человек, на котором выдвинута инициатива проведения областного референдума на территории Саратовской области по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым провести в 2014 году прямые выборы Губернатора Саратовской области?», утверждены уполномоченные представители инициативной группы по проведению областного референдума и оформлен протокол собрания. В этот же день в избирательную комиссию Саратовской области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению на территории Саратовской области областного референдума по изложенному выше вопросу. Данное ходатайство подписано 25 членами инициативной группы. 5 августа 2013 года избирательной комиссией Саратовской области в адрес начальника Управления федеральной миграционной службы России по Саратовской области было направлено письмо с просьбой проверить достоверность персональных данных членов инициативной группы. 7 августа 2013 года избирательной комиссией Саратовской области был получен ответ из Управления федеральной миграционной службы России по Саратовской области.
     По результатам рассмотрения поступившего в избирательную комиссию ходатайства и приложенных к нему документов постановлением избирательной комиссии Саратовской области 15 августа 2013 года № 56/4-5 отказано в регистрации инициативной группы по мотиву того, что в персональных данных пяти членов инициативной группы, указанных в ходатайстве, имеются несоответствия персональным данным, представленным Управлением Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее по тексту УФМС). Так, у В. неверно указано место рождения: в ходатайстве указано с. Нескучное Аркадакского района Саратовской области», по данным УФМС по Саратовской области - с. Нескучное Аткарского района Саратовской области; у Е. неверно указано место рождения: в ходатайстве указан г. Баку, Азербайджан, по данным УФМС по Саратовской области - г. Баку, Азербайджанская ССР; у М. неверно указано место рождения: в ходатайстве указано г. Токмак, республика Кыргызстан, по данным УФМС России по Саратовской области - г. Токмак, Киргизская ССР; у Н. неверно указана дата выдачи паспорта: в ходатайстве указано 10 июня 2003 года, по данным УФМС по Саратовской области - 10 июля 2003 года; у Ш. неточно указано место рождения: в ходатайстве указано с. Сосница Сосницкого района Черниговской области, по данным УФМС по Саратовской области - с. Сосница Сосницкого района Черниговской области Украинской ССР. В нарушение требований пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» у Ф. в ходатайстве не полностью указан адрес места жительства, указано только «село Вязовская».
     В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» в ходатайстве инициативной группы должен содержаться вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, що предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
     Комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (основного закона) Саратовской области, Закона Саратовской области от 12 декабря 2005 года № 121-ЗСО «О референдумах в Саратовской области» - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Саратовскую областную Думу; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и часть 5 статьи 6 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области»). Таким образом, в полномочия избирательной комиссии входит проверка на предмет соответствия представленных на регистрацию ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, изложенным в части 3 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В паспорт вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, дата рождения и место рождения. Как следует из материалов дела, В., Е., М., Ш. в ходатайстве о регистрации инициативной группы были указаны персональные данные о месте рождения соответствующие сведениям, содержащимся в их паспортах. Н. дата выдачи паспорта 10 июня 2003 года также указана в ходатайстве на основании сведений паспорта. Эти обстоятельства подтверждены копиями паспортов указанных лиц и не были опровергнуты в судебном заседании.
     Из протокола заседания избирательной комиссии Саратовской области от 15 августа 2013 года и объяснений представителей комиссии в суде следует, что Е. представлялся членам комиссии для обозрения свой паспорт. Копии паспортов В., М., Ш., Н. с целью проверки достоверности персональных данных членов инициативной группы, указанных в ходатайстве, избирательной комиссией Саратовской области не истребовались. При таких обстоятельствах довод избирательной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы по мотиву несоответствия указанных в ходатайстве данных пяти членов инициативной группы персональным данным, представленным Управлением Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, нельзя признать состоятельным. Вместе с тем, согласно постановлению избирательной комиссии от 15 августа 2013 года № 56/4-5 основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области послужило неполное указание в ходатайстве адреса места жительства Ф. Так, в ходатайстве указано место его жительства - село Вязовка, тогда как по сведениям УФМС России по Саратовской области его местом жительства является Саратовская область, Екатериновский район, с. Вязовка. Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Указание сведений об адресе места жительства Ф. в ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области с нарушением требований закона свидетельствует о несоответствии ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума требованиям статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статье 6 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» и является основанием для отказа в регистрации избирательной комиссией инициативной группы.
     Избирательная комиссия Саратовской области является коллегиальным органом и формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (статьи 4, 7 Закона Саратовской области «Об избирательной комиссии Саратовской области»). Из протокола заседания избирательной комиссии Саратовской области от 15 августа 2013 года следует, что присутствовало 10 членов комиссии с правом решающего голоса и постановление по вопросу об . отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума принято большинством голосов членов комиссии (8 - за, 2 - против).
     Таким образом, постановление избирательной комиссии Саратовской области от 15 августа 2013 года № 56/4-5 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области» принято в правомочном составе и с соблюдением приведенных выше требований закона. Поэтому оснований для признания неправомерным постановления избирательной комиссии от 15 августа 2013 года № 56/4-5 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области», его отмены, возложении обязанности на избирательную комиссию Саратовской области принять законное и обоснованное постановление о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области не имеется. Доводы заявителей и представителя С. о том, что без учета Ф., у которого неправильно указан адрес места жительства в ходатайстве о регистрации инициативной группы, количество членов инициативной группы превышает 20 человек, что позволяло избирательной комиссии принять постановление о регистрации инициативной группы, основаны на неправильном толковании требований закона, поскольку несоответствие ходатайства требованиям закона является основанием для отказа в регистрации инициативной группы вне зависимости от количества членов инициативной группы, у которых указаны достоверные персональные данные. Кроме того, из текста ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума следует, что в нарушение требований пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» у 22 членов инициативной в сведениях о месте жительства отсутствует наименование субъекта Российской Федерации - Саратовская область. Постановление избирательной комиссии Саратовской области от 15 августа 2013 года об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума не препятствует реализации заявителями инициативы проведения областного референдума, поскольку они не лишены возможности повторно провести собрание и вновь обратиться в избирательную комиссию с ходатайством о регистрации инициативной группы, оформленным с соблюдением требований закона.
     Руководствуясь статьями 194-199 и главой 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
     решил:
     заявление членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума об оспаривании постановления избирательной комиссии от 15 августа 2013 года № 56/4-5 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области», возложении обязанности принять законное и обоснованное постановление о регистрации инициативной группы оставить без удовлетворения.
     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.
НА ГЛАВНУЮ