Саратовским областным общественным фондом защиты прав потребителей, расположенных по адресу: г.Саратов, ул. С.Ванцетти, д. 55 по результатам работы по обращениям граждан- потребителей за защитой нарушенных прав разработан проект Закона Саратовской области, текст которого мы и приводим.
Данный проект находится в настоящее время в Саратовской областной Думе. Если возникли предложения по тексту законопроекта, можно обратиться в Фонд по телефонам: 22-35-46 и 26-09-98
Проект
Закон Саратовской области
"Об обеспечении соблюдения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"
Глава 1. Общие положения Статья 1. Основная цель и задачи Закона. Целью настоящего Закона является защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг применительно к особенностям развития жилищно-коммунального комплекса Саратовской области путем урегулирования отношений между ресурсоснабжающими, управляющими организациями и потребителей.
Статья 2. Закон и жилищное законодательство РФ
Настоящий Закон не дублирует жилищное и правовое законодательство Российской Федерации, не противоречит его положениям, способствует развитию и совершенствованию защиты прав и свобод населения в специфических условиях региона.
Статья 3. Сфера действия Закона.
Закон действует на всей территории Саратовской области и обязателен для исполнения всеми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих услугами население области.
Глава 2. Обеспечение прав собственников жилых помещений при проведении общих собраний. Статья 4. Инициация проведения Общего собрания.
Право инициации Общих собраний принадлежит только собственниками помещений. Управляющие организации и представители администрации района (города, области) могут вносить предложения уполномоченным представителям жильцов дома предложения о целесообразности проведения внеочередных собраний собственников.
Статья 5. Участие в проведении Общих собраний представителей управляющих организаций и местной администрации.
Участие в Общих собраний собственников помещений дома могут принимать представители управляющих организаций с правом совещательного голоса.
Статья 6. Очные и заочные формы проведения Общих собраний. 1. Общие собрания собственников помещений по вопросам, затрагивающим их имущественные (материальные) права, проводятся только в очной форме.
2. Вопросы, не затрагивающие материальные интересы собственников, обсуждаются в форме собрании я или заочного голосования.
Статья 7. Оформление протоколов Общих собраний, списков участников. 1. Управляющие организации не вправе требовать представление проколов Общих собраний по регламентируемой ими форме.
2. К протоколу Общего собрания собственников обязательно прилагается список участников собрания с
их личной подписью.
Статья 8. Хранение документов Общих собраний. 1. Протоколы Общих собраний и списки участников хранятся в одной из квартир уполномоченного
представителя жильцов дома, если иное не определено решением Общего собрания.
2. Копии протоколов Общего собрания при необходимости могут быть направлены в адрес управляю
щей организации по письменному запросу к уполномоченному.
Глава 3. Обеспечение условий равноправия и законности
при подписании договоров на жилищно-коммунальное обслуживание жильцов многоквагдирных и частных
домов. Статья 9. Договор жильцов с управляющими организациями. 1. Полный перечень общего имущества и оценка его состояния являются существенными и необходимыми условиями при подписании Договора между собственниками помещений многоквартирных домов и управляющей организацией в части обслуживания и ремонта жилья.
2. Перечень услуг, предоставляемых управляющей организацией, их цена, являются существенными и
необходимыми условиями при подписании Договора между жильцами многоквартирных домов и управляю
щей организацией в части жилищно-коммунального обслуживания.
3. Использование общего имущества управляющей организацией в коммерческих и иных целях не
должно являться предметом Договора. Вопрос об использовании общего имущества решает Общее собрание собственников помещений.
4. Договор на жилищно-коммунальное обслуживание может быть подписан с жильцами не более 30
многоквартирных домов в соответствии со штатным расписанием управляющей организации.
5. Отчисления на содержание и расходы управляющей организации, в процессе ее деятельности, не
должны превышать 10% от средств по статье "содержание жилья".
6. Договор без исполнения пунктов 1-5 считается не заключенным.
Статья 10. Договор управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями. 1. Договор между управляющими и ресурсоснабжающими организациями должен полностью соответствовать положениям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постанов
лением правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 года.
2. Оплата населением счетов-фактур ресурсоснабжающих организаций балансовым методом противоречит жилищному законодательству Российской Федерации.
(Определение Высшего Арбитражного суда РФ № 15791/08 от 20.02.2009г., Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ №15791/08 от 21 04.2009 г., Решение Арбитражного суда Саратовской области по делу №А578518/08-44 от 20.03.2009 г., Постановление 12-ого Арбитражного апелляционного суда (г.Саратов) по делу №А578518/08^14 от 1.07.2009 г.)
3. Управляющие организации обязаны по запросам уполномоченных представителей жильцов дома
предоставлять копии договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Статья 11. Договор управляющих организаций с подрядными организациями. 1. Управляющие организации обязаны предоставлять уполномоченным представителям домов пере
чень услуг, стоимости работ (смету, выполняемых подрядной организацией, выполняющей разовую работу.
2. Перечень работ, их стоимость (сметы) подлежат обсуждению на Общих собраниях собственников
жилья и, при необходимости, корректировке договоров в соответствии с решением Общих собраний собственников и Гражданским Кодексом РФ.
3. При выполнении отдельных ремонтных работ, до заключения договора с подрядной организацией,
управляющая организация предоставляет смету расходов на рассмотрение и решение Общего собрания
собственников помещений.
Глава 4. Обеспечение соблюдения прав жильцов при выполнении договора по жилищно-коммунальному обслуживанию. Статья 12. Комплексность предоставления жилищно-коммунальных услуг. 1. Управляющая организация несет ответственность за передачу комплекса жилищно-коммунальных
услуг обслуживаемым собственникам в соответствии подписанным Договором. Исключение любой состав
ляющей комплекса, в случаях не предусмотренных жилищным законодательством, является грубым нару
шением Закона и влечет за собой ответственность, предусмотренную настоящим Законом и законодательст
вом РФ.
2. Отказ от поставки ресурсов потребителям, регулярно оплачивающим жилищно-коммунальные услу
ги, независимо от организационно-правовой формы управляющей организации (ООО УО, ТСЖ, ЖСК и др.), в
случаях не предусмотренных жилищным законодательством, влечет за собой ответственность.
Статья 13. Организация представления заявок на проведения текущего ремонта и их выполнения. 1. Управляющая организация, в ходе систематического контроля за состоянием жилого фонда, обязана
регулярно вносить предложения по перечню необходимых ремонтных работ многоквартирнынх домов, по
благоустройству прилегающей территории и представлять предварительные сметы и планы договора на их
проведение.
2. Решение о проведении работ принимает Общее собрание собственников, которое предоставляет
соответствующую заявку управляющей организации и копию протокола решения Общего собрания собст
венников.
3. Управляющая организация обязана поставить в известность уполномоченных представителей дома
о планируемых сроках проведения ремонтных работ, их продолжительности, сроках и размере оплаты этих
работ собственниками.
4. По завершении ремонтных работ, акт приемки работ и экспертной оценки качества должен быть под
писан уполномоченными представителями собственников помещений дома и специалистами госструктур.
5. Проведение ремонтных работ в жилых помещениях, исключая объекты общей собственности, про
водится за счет жильцов по тарифам, утвержденным в законодательном порядке.
6. Оборудование автостоянок, вырубка зеленых насаждений на придомовой территории запрещена и
влечет за собой ответственность по Законам Российской Федерации.
7. Реконструкция многоквартирного дома, перепланировка жилых помещений проводится только при положительном решения государственных органов надзора и экспертной оценки государственных органов.
Статья 14. Жилищно-коммунальные услуги и их оплата. 1. Жильцы обязаны оплачивать коммунальные услуги в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и
"Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правитель
ства Российской Федерации №307 от 23 мая 2006 года,, и работы по содержанию и ремонту дома, преду
смотренные Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жи
лищно-коммунальному комплексу №170 от27 сентября 2003 года, а также "Правилами содержания общего
имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федера
ции №491 от 13 августа 2006 года.
2. Оплата жильцами счетов ресурсоснабжающих организаций балансовым методом запрещена.
3. Дополнительные услуги управляющих организаций (выдача справок, проведение начислений оплаты
и др.) входит в состав структуры тарифа на содержание управляющей организации.
4. Оплата услуг УФПС (Управление Федеральной почтовой службы) и другие, не регламентированные
жилищным законодательством виды начислений, могут проводиться только за счет отчислений на содержа
ние управляющей организации.
5. Взимание с жильцов налога на добавленную стоимость за предоставление жилищно-коммунальных
услуг запрещено законодательством Российской Федерации..
(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда №57 от 5 октября 2007 года.)
6. Для оплаты жилищно-коммунальных услуг управляющие организации проводят начисления и
оформляют их в виде извещений, обязательными элементами которых являются: норматив потребления, по
казания приборов учета, тариф на предоставляемую услугу, количество проживающих (доля собственника в
обще имуществе для начисления оплаты за тепло), количество фактически потребленного ресурса, сумма
начисления, процент уменьшения начислений по льготам, сумма к оплате.
7. На оборотной стороне извещения указывается данные, позволяющие проверить правильность про
веденного начисления, включая: расчетная формула, по которой проведено начисление, показания общедо
мовых приборов учета, доля собственника, для которого проведено начисление, в общем имуществе.
8. При корректировках (перерасчетах) сумм оплаты, на оборотной стороне счетов-квитанций управ
ляющие компании обязаны предоставить расчеты проведенных начислений, включая;
- суммы, начисленные ресурсоснабжающими организациями за данный период и сумму оплаты за
аналогичный период прошлого года;
- методику, используемую ресурсоснабжающей организацией при выполнении начислений;
- общею площадь дома;
- площадь жилого помещения, для собственника которого проведены перерасчеты (корректировки);
- показания общедомовых, индивидуальных приборов учета, используемых при начислениях;
- номер формулы, по которой проведены начисления.
9. Уменьшение суммы, предъявляемой к оплате для лиц имеющих льготы, проводится по каждой жи
лищно-коммунальной услуге, включая корректировки и перерасчеты.
10. Снятие показаний общедомовых приборов учета потребления ресур проводится представителями
управляющей организации только в присутствии уполномоченного представителя жильцов дома. Данные за
носятся в специальный журнал учета и заверяются подписями представителя управляющееи организации и
уполномоченных жильцов дома.
Статья 15. Отчетность управляющих организаций. Кроме ежегодного отчета о выполнении договора, управляющие организации ежеквартально представляют сведения о наличии и расходе средств собственников, перечисленных по статьям "содержание" и "ремонт жилья", о планировании работ на предстоящий квартал.
Глава 5. Организация контроля за соблюде^мемлрав граждан при осуществлении жилищно-коммунального обслуживания Статья 16. Советы уполномоченных представителей жильцов многоквартирных домов, как правозащитное общественное объединение. 1. Независимо от формы управления многоквартирным домом (ООО УО, ТСЖ, ЖСК или иной специа
лизированный потребительский кооператив), собственники и наниматели жилых помещений учреждают Со
веты уполномоченных представителей жильцов дома.
2. В соответствии со статьей 12 ФЗ №82 от 19.05.1995 (в ред. ФЗ №19 ль 2.02.2006) "Об общественных
объединениях", Совет уполномоченных представителей имеет организационно-правовую форму - Орган
общественной самодеятельности.
3. Созданные Советы уполномоченных представителей жильцов дома обладают правами в соответст
вии со статьей 27 ФЗ "Об общественных объединениях" и статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей".)
4. Основное направление работы Советов уполномоченных представителей жильцов, как правоза-щитного общественного объединения:
- контроль правильности начисления платы ха эидизгый клммугадбгые и и иные услуги в в соответст
вии с заключенным Договором;
- контроль качества предоставляемых жилищно-коммунальных и игыъ услуг;
- контроль соблюдения управляющими и ресурсоснабжающими организациями жилищного законода
тельства Российской Федерации и договорных обязательств.
Статья 17. Порядок и сроки предоставления документации управляющими и ресурсоснабжающими организациями для проверки правильности начислений сумм оплаты и расходования средств, полученных от жильуов дома. 1. В целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Советы уполномоченных пред
ставителей жильцов дома имеют право проверки правильности начисления сумм оплаты за жилищно-
коммунальные услуги и целенаправленного использования средств , полученных управляющими организа
циями от жильцов дома, как в отношении отдельных граждан, так и всего дома в целом.
2. Управляющие и ресурсоснабжающие организации обязаны в течение трах рабочих дней предоста
вить запрашиваемую информацию для ознакомления уполномоченным представителей в части, касающейся
проверки правильности расчетов по начислению сумм к оплате жильцами, сроков проведения работ по со
держанию, ремонту и благоустройству дома и придомовой территории, качества выполняемых работ и све
дений о подрядных организациях, включая копии договоров с этими организациями.
Статья 18. Обязательность и сроки выполнения требований Советов уполномоченных представителей жильцов и других специализированных правозащитных общественных объединений по устранению нарушений жилищного законодательства и настоящего Закона. 1. Акты и предписания представителей Советов уполномоченных, а также других специализированных
правозащитных общественных объединений по устранению нарушений жилищного законодательства обяза
тельны для исполнения управляющими организациями не зависимо от организационно-правовой формы.
2. Управляющие организации обязаны устранить выявленные представителями Совета уполномочен
ных и других специализированных правозащитных общественных объединений нарушения жилищного зако
нодательства в сроки не превышающие 10 рабочих дней или согласно плану выполнения необходимых ра
бот.
3. Об устранении выявленных нарушений управляющие организации обязаны предоставить докумен
тальное подтверждение в установленные сроки - акты выполнения работ, заверенныые собственниками по
мещений.
Глава 6. Административная и уголовная ответственность_за нарушения жилищного законодательства и настоящего Закона. Статья 19. Ответственность граждан за неоплату жилищно-коммунальных услуг. 1 .Собственники и наниматели жилых помещений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за неуплату жилищно-коммунальных услуг:
- если информация в уведомлениях позволяет проверить правильность начислений;
- если управляющая организация предоставила расчеты, подтверждающие правильность дополнитель
ных начислений (корректировок, перерасчетов).)
Статья 20. Ответственность при нарушении прав отдельных граждан. Статья 21. Ответственность при нарушении прав группы граждан. Статья 22. Ответственность при повторных нарушениях прав граждан. Статья 23. Ответственность за бездействие по устранению нарушений прав граждан зоны обслуживания управляющей организации при выявлении нарушений в одном из многоквартирных домов.