А.И.ГРИШАНЦОВ, депутат Саратовской городской Думы третьего созыва, первый секретарь Октябрьского районного отделения КПРФ г.Саратова
Конституция Российской Федерации провозглашает - носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции РФ).
Многонациональный народ РФ провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства - государственного, народного, национального) и единственным источником власти в стране. Это означает, что все конституционные правомочия публичной власти - государственной (законодательной, исполнительной, судебной) и местного самоуправления в РФ - исходят от народа через его свободно и непосредственно выражаемую волю и основанную на ней волю его представителей в органах власти.
Разумеется, эта воля народа не безгранична. Существует и признается суверенитет каждой человеческой личности. Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность. Поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, допуская их ограничение или даже отмену властью только временно и в особо предусмотренных Конституцией и - в соответствии с ней - законом в исключительных случаях. Провозглашая и закрепляя объективно необходимые принципы юридического, политического, экономического и социального характера, Конституция предусматривает различные варианты, формы и методы реализации каждого из них гражданином, обществом и его государственной властью, но не допускает отказа от этих принципов. Речь идет об объективно необходимых требованиях жизни и деятельности современного цивилизованного гражданского общества и государства (права и свободы человека и гражданина как высшая ценность; демократизм, федерация, господство права; республиканский строй, социальный и светский характер государства; рыночная экономика, разделение властей, эффективное и рациональное использование и охрана природных ресурсов и всей окружающей среды и т.д.).
Вне признания, соблюдения и защиты этих принципов жизнь и деятельность современного цивилизованного общества невозможны. Взятые в комплексе, перечисленные принципы и нормы призваны быть гарантией того, что народный суверенитет не превратится вновь лишь в декларацию тоталитарного или авторитарного режима. Поскольку государственная власть существует не только на федеральном уровне, но и в каждом из всех субъектов РФ - в республиках и в равноправных с ними краях, областях, городах федерального значения и автономиях, власть в каждом их них принадлежит его народу. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти названных двух уровней (федерального и регионального), но и через органы местного самоуправления.
Таким образом, народ выступает как носитель власти и осуществляет ее, как минимум, на трех уровнях: как многонациональный народ всей России, как народ (как правило, также многонациональный) каждого из субъектов РФ и как народ (население) территориальных единиц местного самоуправления.
Говоря о двух формах народовластия (демократии) имеется ввиду высшая, т.е. прямая (непосредственная), и непрямая, косвенная (представительная), которая высшей не названа и таковой не является.
Непосредственное (прямое) народовластие осуществляет сам народ путем волеизъявления граждан в форме всеобщего голосования (референдума) и в форме свободных выборов (например, Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов органов законодательной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.).
Представительную демократию осуществляет не народ непосредственно, а органы, действующие по поручению народа, т.е. представляющие его. Таковыми являются, прежде всего, избираемые народом органы государственной власти - как коллегиальные (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, носящие различные наименования парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.), так и единоличные (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, мэры городов и т.д.), а также выборные органы местного самоуправления.
Конституционное соотношение высшей прямой формы народовластия с его иными формами должно соблюдаться.
Это мы проанализировали, прописанный в законодательстве, а именно в Конституции РФ источник власти в Российской Федерации. А теперь, предоставленные Конституцией РФ народу рычаги власти и управления, попробуем воплотить в реальность.
20 августа на площади имени П.А.Столыпина прошел митинг, организованный Волжским и Октябрьским райкомами КПРФ г.Саратова, совместно с жителями поселка "Затон". За полтора часа митинг успел охватить более 200 человек.
Участниками митинга обсуждался правовой беспредел, который выявляется не только у исполнительной власти, но даже у правоохранительных структур, волновали собравшихся нарушения прав граждан, жителей города, которые стали уже не случайностью. Говорили о нарушениях в сфере предоставления коммунальных услуг жителям, о нарушениях избирательных прав, нарушениях права жителей города пользоваться береговой линией реки Волга, об антикризисной программе Правительства РФ и правительства Саратовской области, результатом которой являются рост цен, безработица.
Затрагивающие темы, вызывали живой отклик присутствующих. В ходе митинга коммунисты выясняли мнение жителей по вопросам:
1. Законно ли брать плату за доступ к берегам реки Волга?
2. Является ли антикризисная программа Правительства РФ эффективной?
3. Введение ЕГЭ (единого государственного экзамена) - это подлинная проверка знаний?
4. Депутаты городской Думы выражают интересы народа?
5. Доверяете ли вы суду и прокуратуре?
6. Эффективна ли работа Губернатора области П.Л.Ипатова?
7. Законна ли оплата населением корректировок за сверхнормативные потребления?
Из опрошенных на вопрос "Является ли антикризисная программа Правительства РФ эффективной?" - 16% ответили утвердительно, а 84% опрошенных признали программу неэффективной.
На вопрос "Эффективна ли работа Губернатора области П.Л.Ипатова?" "да" ответили 14%, "нет" - 86%.
Единогласно присутствующими было принято решение выйти с инициативой проведения на территории города Саратова местного референдума по вопросу о законности оплаты населением корректировок за сверхнормативные потребления.
По результатам проведенного митинга, инициативная группа в составе 11 человек обратилась 4 сентября в избирательную комиссию города Саратова с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению на территории города Саратова местного референдума по вопросам:
1. Считаете ли Вы необходимым принятие правового акта для обеспечения свободного и бесплатного доступа граждан к береговой полосе Волгоградского водохранилища (реки Волга) на территории города Саратова?
2. Считаете ли Вы необходимым принятие правового акта для прекращения и перерасчета проведенной оплаты за сверхнормативное потребление жилищно-коммунальных услуг и предотвращения ее начисления в дальнейшем?
3. Считаете Вы необходимым снизить количество депутатов Саратовской городской Думы с 41 до 35 человек?
4. Считаете ли Вы, что глава города Саратова должен избираться на муниципальных выборах и возглавлять администрацию города Саратова?
В соответствии с Законом Саратовской области "О референдумах в Саратовской области" у городской избирательной комиссии были 15 дней со дня поступления ходатайства, в течение которых комиссия обязана была рассмотреть поступившие документы и принять одно из решений:
- в случае соответствия документов законодательству - о направлении их в городскую Думу;
- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
В соответствии со статьей Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" референдум это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме; местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
18 сентября избирательная комиссия города в соответствии с частью 5 статьи 6 Закона Саратовской области "О референдумах в Саратовской области", действующая в качестве комиссии референдума, рассмотрела ходатайство и протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, установив, что рассмотренные документы соответствуют требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Саратовской области "О референдумах в Саратовской области", Устава муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, комиссия приняла решение направить ходатайство и протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума в городе Саратове в Саратовскую городскую Думу.
5 октября в Саратовскую городскую Думу от избирательной комиссии города поступили документы инициативной группы.
В соответствии с законодательством на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству области. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти области, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов государственной власти области, органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области, муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается.
И еще одна ссылка на закон - в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Саратовской области "О референдумах в Саратовской области" представительный орган муниципального образования, в данном случае Саратовская городская Дума ОБЯЗАНА проверить соответствие вопроса (вопросов), выносимых на референдум требованиям закона в течение 20 дней с момента получения документов.
В соответствии с Регламентом Саратовской городской Думы, документы, поступающие в Думу и требующие принятия по ним решения депутатов, предварительно рассматриваются на заседаниях соответствующих постоянны комиссий. Соответствие вопросов, планируемых инициативной группой вынести на народное обсуждение - на референдум, предварительно было рассмотрено на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения. На заседании были проанализированы вопросы, предлагаемые на референдум, рассмотрены и разработан проект решения о вопросах референдумах, в соответствии с которым три вопроса из четырех признаны депутатами, входящими в состав комиссии соответствующим требованиям законодательства, а именно:
1. Считаете ли Вы необходимым принятие правового акта для обеспечения свободного и бесплатного доступа граждан к береговой полосе Волгоградского водохранилища (реки Волга) на территории города Саратова?
2. Считаете Вы необходимым снизить количество депутатов Саратовской городской Думы с 41 до 35 человек?
3. Считаете ли Вы, что глава города Саратова должен избираться на муниципальных выборах и возглавлять администрацию города Саратова?
Вопрос "Считаете ли Вы необходимым принятие правового акта для прекращения и перерасчета проведенной оплаты за сверхнормативное потребление жилищно-коммунальных услуг и предотвращения ее начисления в дальнейшем?" членами комиссии был признан не соответствующим требованиям законодательства.
14 октября, принятый депутатами на заседании постоянной комиссии проект решения был вынесен на рассмотрение депутатами на очередное заседание городской Думы. Все вроде бы идет по закону, пока в дело не вступили сами народные избранники. Вопрос был включен в повестку заседания, озвучен, но когда дело стало за тем, чтобы депутаты лично высказали свое мнение, т.е. приняли решение -из 22 присутствующих на заседании депутатов голосовало только 7.
15 депутатов не соизволили высказать свое мнение по вопросам референдума, просто не голосовав. Они не высказались ни "за" проект решения, ни "против", ни "воздержались", они просто не голосовали, проигнорировав вопрос, поднятый жителями города!
В итоге решения депутатами принято не было. Почему-то именно по вопросу о референдуме народные избранники, а не голосовали депутаты, выдвинутые партией "Единая Россия", не стали голосовать, абсолютно забыв, что избранны народом, народ делегировал им полномочия по представлению народных интересов. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определил, что депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
А дело в том, что без решения Саратовской городской Думы инициативная группа не может продолжать кампанию по проведению подготовительных этапов референдума. Сбор подписей участников референдума можно начинать только после регистрации комиссией референдума инициативной группы.
В соответствии с законодательством, если городская Дума признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям законодательства, соответствующая комиссия референдума, осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в течение 15 дней со дня признания Думой соответствия вопроса, выносимого на референдум.
Если Дума признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям законодательства, комиссия референдума, отказывает инициативной группе в регистрации.
Основанием отказа инициативной группе в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов области, устава муниципального образования.
Таким образом, бездействие городской Думы, депутатов стало препятствием для реализации конституционных прав граждан, избранниками которых городские депутаты и являются.
Инициативная группа обратилась в органы прокуратуры. По результатам прокурорской проверки в адрес главы муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. вынесено представление, в котором утверждалось, что бездействие городской Думой является нарушение законодательства о референдуме, и соответственно является прямыми действиями нарушения прав жителей города.
Помимо прокуратуры, на защиту граждан встали и судебные органы. 11 декабря состоялось судебное заседание Волжского районного суд г. Саратова, где в присутствии заинтересованных лиц: представителей городской Думы и избирательной комиссии города, инициативная группа доказала бездействие городской Думы, которое ущемляет права граждан. Суд вынес решение признать бездействие Думы, обязать городскую Думу принять решение по вопросам референдума.
Однако, имея на руках представление городской прокуратуры, решение суда, сумеет ли действующая власть услышать глас народа?
И не пора ли задаться вопросом - кого и как мы выбираем? Два - три месяца агитационного периода во время избирательной кампании, пестрые от листовок дома и полные почтовые ящики от календарей с улыбающимися и всеобещающими лицами кандидатов и в результате на пять - шесть лет избиратель живет по законам, принимающим избранным лицом.