ОППОРТУНИЗМ ПОСЛЕ И. В. СТАЛИНА.
ПРИЧИНЫ ТРАГЕДИИ КПСС
Отход от принципов марксизма-ленинизма значительно стал проявляться после прихода к власти Хрущева. Будучи человеком слабо образованным, неумным, плохо разбирающимся как в революционной теории, так и в революционной практике, новый генсек начал свою деятельность с того, что «развенчал» культ Сталина – вождя, чья эпоха на тот момент без малого совпадала с эпохой строительства социализма в СССР.
Практически полностью сошла на нет борьба с оппортунизмом. Прекратились ленинские чистки в партии. Прием в КПСС стал массовым, а критериями для вхождения в правящую партию все больше становились не преданность идеалам социализма, не трудовые заслуги, а занимаемая должность, личные отношения с начальством и т.п. Скажем, учителю при всех его заслугах вступить в КПСС было намного сложнее, чем рабочему, хотя последний мог с легкостью обрести красный билет. Если в 1933 г. в компартии было 3,5 млн человек, то к 1986 г. это количество выросло аж до 19 млн. Именно в 1950-е – 1960-е годы быстро поднимались по партийной лестнице те самые Ельцин, Яковлев и др., позже признавшиеся, что вступали в КПСС, чтобы её уничтожить.
В 1964 г. Хрущева сняли, однако большинство людей из его окружения осталось у руля страны. И, несмотря на ещё мощное в то время развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, процесс перерождения КПСС уже начался. Если Сталин спал на солдатской кровати, то в 1970-е годы у руководства КПСС появились и спецбольницы, и спецраспределители, и спецсанатории, и отдельные дачи и пр., с условиями, резко отличающимися о тех, что были у большинства людей в том числе у рядовых коммунистов. Все больше ослабевал спрос с партийных руководителей. Если при Сталине каждый секретарь отвечал за свою организацию как минимум партбилетом, то к концу советской эпохи выросло огромное количество партийных функционеров, которые, пользуясь возможностями, обустраивали себя и свои семьи. Конечно, о нынешних куршавелях, коими балуются современные олигархи, не мечтали даже члены Политбюро, однако оторванность партийной верхушки от большинства народа росла с каждым годом.
Сокрушительный удар нанес Хрущев и по русской культуре. Не в годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ впервые образовалась брешь между отцами и детьми, много раньше – в середине 1950-х годов. Тогда, во времена хрущевской «оттепели», в литературе и искусстве стал оформляться ползучий либерализм, прозападный, антисоветский. Он начал подтачивать сознание советского народа, ибо в конечном итоге был направлен против русской и советской культуры и «ее высшего достижения – ленинизма» (Сталин). В официальном письме Брежневу Михаил Шолохов писал: «Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны». Казалось бы – к такому серьезному предупреждению великого советского писателя нельзя не прислушаться. Однако ведавший идеологическими вопросами секретарь ЦК КПСС М. Зимянин предложил: «Никаких открытых дискуссий по поставленному им [Шолоховым] вопросу о русской культуре не открывать». В итоге к концу 80-х годов анклавы буржуазной псевдокультуры настолько утвердились (при том, что, конечно, писатели-патриоты оставались всегда), что отечественная культура уже не только не могла помешать, но активно помогала Горбачеву и к° в уничтожении социализма.
При Сталине любое стремление к роскоши высмеивалось и жестко пресекалось. Главной ценностью, следуя К. Марксу, провозглашался коммунистический труд, т.е. честный бескорыстный труд, объединяющий всех патриотов своей Родины. Однако после смерти вождя в советской пропаганде все больший акцент делали на конкретные материальные блага. Таким образом, экономические успехи страны становились все меньше, а говорили о них с каждым годом все больше, что, безусловно, подрывало у народа веру не только к лидерам государства, но и в саму коммунистическую идею. Более того, правильный лозунг революции «Теперь все общее» негласно перефразировался в выражение «Теперь все мое – что хочу, то беру!»
Процесс перерождения не обошел и институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Реальная научная работа подменялась банальным красиво построенным восхвалением правящей верхушки и принимаемых решений. Не случайно, сотни, если не тысячи, получивших ученую степень философов, историков, экономистов в перестройку первыми стали кидать камни в Советскую власть. Ведь глубокая объективная научная работа не могла обойти усиливающиеся с каждым годом изъяны в жизни советского общества, а писать о них запрещалось. Вспомним слова В. И. Ленина: «Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их – и мы будем на самой вершине». Соблюдался ли этот принцип в последние десятилетия Советской власти? – Увы, вопрос риторический.
Итак, не останавливаясь подробно на деталях, подчеркнем, что основными причинами трагедии 1991 года стали:
– отсутствие строгих и справедливых критериев приема в КПСС;
– отсутствие «демократического централизма» – упор делался только на централизм;
– несоблюдение принципов партийной критики и самокритики;
– подмена ценностей коммунистического труда, единства народа в борьбе за построение коммунизма наличием материальных благ.
Являются ли данные проблемы актуальными для современной компартии? – Без сомнения.
Оппортунизм в КПРФ
За почти 20 лет постсоветского времени с какими только проявлениями оппортунизма не сталкивалась КПРФ! Его причины, как и в дореволюционное время, безусловно, следует искать в окружающей обстановке, в конкретно-исторической ситуации. В наше время окружающая обстановка – это, прежде всего, мелкобуржуазная среда, пропитавшая все сферы человеческой деятельности. Сегодня, когда практически всё стараются измерить деньгами, частнособственническая психология так или иначе влияет на коммунистов, что зачастую приводит к оппортунизму.
Ещё В. И. Ленин отмечал, что мелкий собственник – обычно человек метущийся, готовый то сдаться и согласиться с господином за мелкую подачку, то, наоборот, не обдумав последствия, идти на откровенную авантюру, пытаясь получить все и сразу, тем самым обрекая себя на провал.
Отсюда два основных вида оппортунизма – правый и левый. Остановимся на каждом из них.
Правый оппортунизм вырастает из чрезмерного соглашательства с властью в надежде получить какие-то дивиденды. Не стоит думать, что правые оппортунисты движимы исключительно стремлением к личной выгоде. Их рассуждения: да, мы уступим власти в чем-то, а взамен получим социальные поблажки, уступим побольше – ещё чего-то удастся пробить, уступим ещё больше, – ещё лучше будет родному народу. Нередко уступки делаются в обмен на более свободный доступ в региональные СМИ, предоставление партийному комитету помещения и т.д. Однако буржуазная власть скупа на бескорыстные подачки. И в определенный момент она ставит ультиматум: либо вы полностью действуете с нами [с властью] заодно, либо мы вас выкидываем отовсюду. И получается одно из двух. Либо оппортунисты порывают последние связи с коммунистической идеологией и становятся марионетками в руках режима. Среди таковых – когда-то казалось бы убежденные коммунисты – Геннадий Селезнев, Александр Михайлов (ныне губернатор курской области, Сергей Потапов (с 2005 г. – зам. губернатора Нижегородской области), Светлана Горячева и др. Либо власть забирает все предоставленные «услуги» и оппортунисты, успевшие слишком поздно понять, куда они пришли, остаются без всего. Прежде всего, без поддержки народа, который уже не видит в таких псевдокоммунистах реальную оппозицию режиму.
В этой связи очень своевременным и стратегическим важным, уберегающим от оппортунизма стало жесткое требование Президиума ЦК КПРФ фракциям компартии в региональных парламентах не голосовать за утверждение губернаторов-«единороссов». «Казалось бы, – рассуждают оппортунисты, – если губернатор изначально не настроен резко против обкома КПРФ, то для чего на берегу портить с ним отношения?! Ведь к нему все равно обращаться ещё не раз придется? И что тогда? Да и голос «против» все равно ничего не решит, если фракция КПРФ в меньшинстве!» А потом можно и вообще не голосовать против «единороссовских» законов – голос «против» то ничего не решает! Зато – хорошие отношения с властью, первоначально, быть может, даже успех на выборах (зачем режиму притеснять такую «оппозицию»), доступ в СМИ и пр. Только как потом поднимать людей на митинги против тех, кого сами же поддержали?! Впрочем, «единороссы» по-доброму посоветуют послушной «оппозиции» больших митингов не собирать, в газетах плохим словом власть не упоминать, острые моменты обходить и т. д.
Будут ли в конечном счете люди голосовать за таких коммунистов? – Скорее, они проголосует за «Единую Россию» – она выглядит честнее! Стоит сказать, что именно правый оппортунизм, выразившийся в чрезмерном соглашательстве, отказе от серьезной внепарламентской работы, организации массового народного протеста стал причиной трагедии многих западных компартий – итальянской, испанской, французской. Когда-то сильнейшие левые партии в Европе, сегодня они практически не имеют влияния в обществе.
Итак, не будем забывать, что очень многие из тех правых оппортунистов, которых мы сейчас называем предателями, начинали свой путь в пропасть из самых добрых побуждений для народа (которыми, как известно, вымощена дорога в ад). Владимир Ильич Ленин писал, что компромиссы, безусловно, необходимы, однако тактические уступки должны обязательно вести к стратегическому выигрышу. Стратегические уступки недопустимы! И в первую очередь – никаких уступок в идеологии!
Не меньшую опасность представляет для комдвижения левый оппортунизм.Выделим здесь два направления.
Первое – это так называемые ультракоммунисты, которые призывают на революцию сегодня и сейчас, добиваться всего и сразу. «Даешь революцию! Даешь!» – кричат они, не желая понимать, что революция невозможна без революционной ситуации. Ультракоммунисты отвергают любой диалог с властью, любые постепенные социалистические преобразования, но требуют немедленной тотальной экспроприации и перехода на военный коммунизм. Увы, подобные настроения достаточно распространены сегодня не только в карликовых организациях (пример тому – РКРП: революционное фразёрство ее лидеров не нашло поддержки в народе – нет сегодня этой партии), но и внутри КПРФ.
К сожалению, не так редко мы слышим от своих однопартйцев, что якобы руководство КПРФ предало марксизм, отошло от революционной борьбы и пр. Между тем, архиреволюционной и архипатриотической фразой («Наше время пришло – пора начинать!»), как правило, щеголяет тот, кто боится каждодневной черновой работы в массах. Налицо все та же (о которой мы писали выше) подмена большинства ультрареволюционным меньшинством – раз мы не можем (или не хотим) привлечь на свою сторону большинство, мы справимся сильным меньшинством. Итог такой политики весьма плачевен: либо оппортунисты пытаются организовать незаконные акции, принося своих сторонников в жертву кровопролития, либо ограничиваются бесконечным повторением одних и тех же красивых фраз, за которыми ничего не стоит – никакое реальное дело. Очевидно, что в любом случае результат играет на руку режиму.
Второе направление левого оппортунизма – национал-коммунизм. Суть его заключается в нивелировании социально-классовой борьбы и подмене её так называемой борьбой за спасение нации. Причины усиления национализма сегодня в том числе и в КПРФ понятны. Прежде всего, это результат последовательного уничтожения со стороны правящего режима русской и советской культуры, подмене её ядовитой псевдокультурой Запада. Задача спасения отечественной культуры крайне важна, однако решение её невозможно без устранения основной причины трагедии. А причина эта заключается в том, что буржуазная власть не заинтересована в сильной нации, в просвещенном народе. Наоборот, её задача – всячески разобщать, разъединять людей, отуплять их, дабы превратить в бездумное стадо, работающее на хозяина. Единство народа в борьбе за свои права очень опасно для буржуазного режима. Кроме того, сами по себе буржуазные отношения выкорчевывают коллективизм, подменяя его эгоизмом и индивидуализмом.
А следовательно, возродить русскую советскую культуру невозможно, не уничтожив капитализм, не устранив эксплуатацию человека человеком, не передав в общенародную собственность средства производства. Таким образом, национально-освободительную борьбу, безусловно, вести необходимо, однако она обязательно должна быть подчинена классовой борьбе труда против капитала. Непонимание этого немедленно ведет к национализму, к отходу от коммунистической идеологии, под каким бы патриотическим соусом он не преподносился. Отсюда бредовые идеи о национально-пропорциональном правительстве, о выселении из России иностранцев и т. п., как будто если все капиталисты будут русскими, то капитализм превратится в социализм.
Опять же – такие настроения очень выгодны власти, ведь они отвлекают народ от истинных причин трагедии России. С другой стороны, для коммунистического движения эти настроения крайне опасны.
Кратко разобрав основные виды оппортунизма в современном комдвижении России, подчеркнем, что в каждом конкретном случае – когда рассматривается антипартийное поведение конкретного человека – причины могут быть самые разные. От банального подкупа со стороны властей до неумеренного высокомерия и тщеславия.
* * *
Поднимать тему оппортунизма в КПРФ не имеет большого смысла, если не отвечать на главный вопрос: как бороться с оппортунизмом в современных условиях?
Обозначим лишь несколько тезисов, не углубляясь в их детальное раскрытие.
Первое. На принципиально более высокий уровень поднять партийную учебу и вообще марксистско-ленинское образование. Идеологическая работа должна вестись не только на областном уровне, но и в каждом райкоме, горкоме, охватывать всех молодых активистов нашей партии. Нужно на всех уровнях возрождать историко-политические кружки, клубы, партшколы, а по возможности и институты марксизма-ленинизма (примеры таковых в России есть). Следует помнить, что, если коммунисты старшего возраста, окончившие даже технические вузы, так или иначе успели получить какое-то марксистское образование, то молодым коммунистам, если преподаватели что-то и рассказывали о марксистско-ленинской теории, то только под соусом буржуазной пропаганды. Потому этим ребятам качественную идеологическую подготовку может дать только КПРФ!
Второе. Профилактировать «болезнь парламентаризма». Необходимо взять за правило: депутаты-коммунисты регулярно отчитываются о своей деятельности на пленумах, конференциях и общих собраниях региональных, местных и первичных отделений КПРФ. Работой фракций в Думах руководят парткомы. Более того, депутатство вовсе не освобождает члена КПРФ от участия в будничной партийной работе – в митингах, партсобраниях и т. д. Невыполнение депутатом партийных обязанностей должно рассматриваться как невыполнение уставных требований коммуниста со всеми вытекающими последствиями.
Третье. Каждый коммунист, а тем более партийное отделение должно использовать право на партийную критику. Однако следует помнить, что партийная критика перестает быть партийной, если она ведется в непартийной аудитории и в непартийной печати. В. И. Ленин предельно четко определил: «Критика обязательна для всякого члена партии, но в форме открытой и прямо направленной к центральным учреждениям партии, а не критикой подпольной, частной и кружковой». Нельзя допускать, чтобы контрольные органы партии были зависимы от исполнительных – они равноправны. Каждый член КПРФ должен иметь полное право обратиться в КРК и получить необходимую защиту. Когда роль КРК занижена, коммунисты боятся жаловаться на вышестоящие органы, – это серьезный признак болезни данного партийного отделения.
И, наконец, последнее – деньги и партийная совесть. Финансовый вопрос в жизни партийной организации сегодня – это этический вопрос. В КПРФ пришла социальная неоднородность! Ряд членов партии, меньшинство, имеет довольно высокую зарплату, превышающую зарплату и пенсии большинства в десять и более раз, что надо учитывать при сборе пожертвований, подписке на газету и не только! Когда денежный вопрос окутан таинством, закрыт для большинства, тогда появляются домыслы, вымыслы, кривотолки, пагубно влияющие на характер взаимоотношений в партийном коллективе. Распределение должно быть исключительно по принципу справедливости и равенства, и, конечно же, профессиональной целесообразности.
Нужно всегда помнить, что мы не свободны от окружающей нас буржуазной и мелкобуржуазной среды. Какими бы мы ни были убежденными, рыночная психология проникает и в наш партийный организм. Это объективная реальность, и она касается каждого из нас. В современной России нет больше организации, кроме КПРФ, которая смогла бы сохранить советский образ жизни. Но и мы его не сохраним без нравственных норм справедливости и товарищеской взаимопомощи. В соблюдении этих норм – ключ к единству партии, к победе над любым проявлением оппортунизма.
П/о «Инициативное» КПРФ
P.S. Коммунисты первички выражают искреннюю благодарность известному писателю, публицисту, члену ЦК КПРФ Юрию Павловичу Белову за большую помощь в написании данной статьи.