6 февраля Саратовский горком политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ организовал и провел совещание по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Саратовской области. В совещании приняли участие представители городского отделения межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров», Саратовской городской общественной организации «Союз потребителей», городской организации по борьбе с коррупцией, представители казачества, общественной организации «Межрегиональное объединение коммунистов» и «Национальное освободительное движение».
В ходе совещания рассматривались вопросы о правах жителей в области ЖКХ, выбор способа управления, о коммунальных и жилищных платежах.
По результатам проведенного совещания было принято следующее обращение, с которым члены партии КОММУНИСТЫ РОССИИ планируют обратиться к жителям Саратова.
«Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство занимает по различным оценкам третье место по уровню социальной напряженности. При этом власть не пытается решить проблему, а перекладывает ответственность на плечи собственников.
Сегодня, в связи с принятием 271-го Федерального закон, вносящего изменения в Жилищный кодекс, предполагается осуществление капитального ремонта по новым принципам.
Эксперты сформулировали основные недостатки этого закона:
• крайне маленький перечень видов работ - всего семь;
• риски в результате долгосрочного управления финансами;
• чрезмерное финансовое участие собственников (от 6 рублей с квадратного метра до 10-12);
• необязательность мероприятий повышения энергоэффективности.
Несмотря на то, что средства граждан должны накапливаться на конкретном выделенном счете дома, региональному оператору предоставлено право временно заимствовать средства с одного дома, где, например, сейчас не идет капитальный ремонт, на другие дома. Мы все прекрасно понимаем, что это означает. Это де-факто означает возможность того самого «общего котла», когда ваши деньги могут уходить на другие дома. При этом никаких гарантий того, что они вернутся в нужный момент, нет. Более того, дома будут выстраиваться в определенную очередь по списку. И неизвестно, каким образом в списке будут «перетасованы» дома. Эта тасовка может быть произведена, мягко говоря, в личных интересах тех лиц, которые этот список будут составлять. А это значит, что в первую очередь будут ремонтироваться те дома, которые зачастую первоочередного ремонта и не требуют.
Так называемый региональный оператор, а по простому – чиновники, будет устанавливать список домов, очередность, перечень работ, писать технические задания, нанимать подрядчиков, контролировать их и расплачиваться с ними. Это тот самый механизм, от которого, как нам постоянно говорили в начале реформ ЖКХ, надо уходить, потому что этот механизм страшно коррупционный.
И еще немного о предусмотренных в законе договорах по капремонту. Все эти договоры не содержат гарантий оказания потребителям услуг надлежащего качества и в установленные сроки в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей, требуя при этом оплаты вперёд за работы и услуги, оказание которых не гарантируется (по факту и по качеству).
В соответствии с ч.5 ст. 175 ЖК РФ договор специального счёта является бессрочным и не может быть расторгнут собственником, как стороной такого договора (ст.176 ЖК РФ). Для собственников, как стороны договоров, без законного обоснования прекращено действие известной статьи нормы российского гражданского законодательства о свободе договора, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора(ч.1 ст.421 ГК РФ).
Указанные договоры и связанные с ними нормы рассматриваемого закона создают условия для нецелевого использования денежных средств собственников при практически полном отсутствии в тексте рассматриваемого ФЗ ссылок на реальные санкции, применяемые к лицам, допустившим их нецелевое использование.
Рассматриваемый ФЗ прямо предполагает в качестве типовой ситуацию, когда собственники вынуждены будут брать кредит для того, чтобы полностью профинансировать проведение капитального ремонта, а кредит всегда сопровождается риском существенных имущественных и финансовых потерь, и, следовательно, является потенциально кабальным. При этом путь взятия кредита указывается в тексте закона как единственный, в силу нехватки иных средств для финансирования капремонта.
Еще один абсурдный момент касается базового объема работ, которые необходимо провести во всех домах, даже если они не требуются.
Зачастую капремонт не только не улучшает техническое состояние домов, но и значительно снижает уровень надежности здания. В подвалах трубы системы водоснабжения заменяются на низкокачественные трубы китайского производства. То же касается кровли.
При этом у собственников полностью отсутствуют какие бы то ни было механизмы для контроля качества и финансового контроля над фондами капремонта, созданными якобы в их интересах и аккумулирующими в огромных масштабах средства населения.
Как заявляют чиновники, самым эффективным методом является общественный контроль за теми работами, которые планируются и проводятся в доме. В то же время муниципальные депутаты (фактически назначенные властью, а не выбранные населением) идут на поводу у исполнительной власти и подписывают списки на капремонт и другие документы, с которыми люди не согласны.
В свое время Президент РФ Владимир Путин лицемерно заявил: «Вообще, это не по-честному, на граждан все перекладывать. Это невозможно, они не в состоянии решить этих задач». И, тем не менее, закон был им подписан.
Таким образом, с введением в действие данной новеллы по источнику финансирования капремонта МКД завершается 22-х годичный цикл (1991-2013 гг.) отказа государства от долговых обязательств, перекладывания государственных обязательств по финансированию капремонта на собственников помещений. Фактически государством объявляется дефолт по капремонту. С принятием данных поправок в Жилищный Кодекс РФ ситуация меняется в корне: бюджетная составляющая в капитальном ремонте стремится к нулю, т.к. зависит от экономической ситуации в регионе. Этот шаг властей выглядит тем более удивительным, потому что с 2014 года планируется увеличить бремя содержания жилья путем ввода налога на недвижимость, рассчитываемого от кадастровой (рыночной) стоимости жилья и земли. Если бы государство действительно хотело помочь собственникам жилых помещений, а не коммерческим банкам, на счетах которых предполагается аккумулировать денежные средства граждан на капитальный ремонт, то оно бы приняло решение, как минимум, о перечислении средств от налога на недвижимость в фонды капитального ремонта домов до достижения ими необходимых накоплений, как максимум - установило отчисления в фонды капитального ремонта домов от природной ренты (нефтяных и газовых компаний).
Мы, члены политической партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ» и простые жители города, выражаем категорическое несогласие с решением государства отказаться от финансирования обязательств по капитальному ремонту и требуем законодательно установить направление в фонды капитального ремонта МКД не менее 40 % из государственного бюджета, не немее 40 % из бюджета субъекта РФ, не менее 15% за счет муниципального бюджета, не более 5% - собственных средств граждан. Данная схема финансирования РК МКД позволит осуществлять государственный контроль за сохранностью накапливаемых средств на ремонт и их эффективным использованием.
В целях восстановления и сохранения общего имущества МКД не требующих капитального ремонта целесообразнее уделять внимание не накапливанию средств на КР, а поддерживающему ремонту, не допускающему необратимого старения здания и инженерных коммуникаций, проводя его непрерывно, наравне с уборкой территории или вывозом ТБО, не ожидая, когда инфляция поглотит средства капремонта на лицевых счетах домов.
Пока не выработаны механизмы, процедуры и объективные параметры пообъектного контроля и оценки расходования средств капремонта, сопоставляющие финансовые объемы с фактически выполненными работами и их качеством, запускать программу нельзя.
Городской комитет Саратова
партии КОММУНИСТЫ РОССИИ»
НА ГЛАВНУЮ